Сервисы поддержки научной и инновационной деятельности

  • 09.09.2019
  • 2
  • 0
  • 1216

Актуальность для развития университетской среды

Одна из актуальных потребностей университета и его студентов – это развитие предпринимательского потенциала обучающихся. Именно такие компетенции становятся наиболее актуальными как для студента, так и для университета, так как способствуют развитию успешных инновационных проектов, преобразующих экономику и позволяющих сделать шаг в будущее! И на сегодняшний день меры поддержки молодых предпринимателей существуют на базе ТГУ, но они не адресные, что снижает их эффективность. Как же распознать потенциального предпринимателя, способного вести свое дело, из сотен студентов?

Анализ больших данных является эффективным инструментом поиска, который позволяет выявить и раскрыть предпринимательский потенциал студента ТГУ при помощи данных социальных сетей. Кроме того, в социологии уже существует офлайн-методология по выявлению уровня предприимчивости, а значит, мы перенесем в онлайн-среду проект, имеющий под собой фундаментальное научное обоснование.

Таким образом, каждый студент, имеющий предпринимательскую жилку, получит именно ту помощь и поддержку, которая ему необходима для открытия собственного дела, а университет сможет более эффективно оказывать эту помощь.

Краткая характеристика предполагаемых изменений

Основным результатом проекта является сервис по поиску и поддержке потенциальных предпринимателей из числа студентов ТГУ. В ходе реализации проекта будет построен рейтинг предприимчивости студентов ТГУ на основе данных социальных сетей. Университет в целом и Бизнес-инкубатор ТГУ в частности получат в пользование сервис, с помощью которого можно проводить ежегодный мониторинг для привлечения наиболее предприимчивых студентов.

Такой подход позволит адресно формировать программы по поддержке и развитию инновационного бизнеса в стенах университета с привлечением заинтересованных студентов, что повысит эффективность таких программ и позволить раскрыть талант каждого участника.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

-Создана действующая методология по выявлению людей, склонных к предпринимательству, на основе данных социальных сетей;

-Создан сервис по поиску потенциальных предпринимателей из числа студентов ТГУ ;

-На основе полученных данных сформированы адресные меры поддержки предпринимательства в стенах университета.

Предполагаемые временные рамки реализации

01.10.2019 – 30.11.2019 (два месяца)

Первый этап (октябрь 2019 года):

  • Выгрузка данных социальных сетей студентов ТГУ;
  • Составление классификатора подписок и контента стены пользователей по основным группам;
  • Решение задачи классификации подписок и контента стены;

Второй этап (ноябрь 2019 года):

  • Построение индекса предприимчивости на основе полученных данных;
  • Проверка гипотезы: подготовка и проведение для студентов ТГУ мероприятия бизнес-направленности с привлечением тех из них, которые имеют высокий индекс предприимчивости.

Предполагаемые заинтересованные стороны

  • Бизнес инкубатор ТГУ;
  • Центр предпринимательства ТГУ;
  • Агентство стратегических инициатив;
  • Администрация Томской области.

Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры)

  • Лаборатория наук о больших данных и проблемах общества;
  • Бизнес-инкубатор ТГУ.
  • Кафедра социологии, философский факультет, ТГУ.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых расходов

  • Опыт в реализации социологических исследований на основе анализа данных социальных сетей;
  • Наличие существующей методологии проведения социологических исследований по выявлению предприимчивости;
  • Опыт в разработке проектов методами анализа больших данных;
  • Команда разработчиков проекта;
  • Платформа для выгрузки и анализа данных социальных сетей

Предполагаемые статьи расходов

Заработная плата команде разработчиков проекта:

Ф.И.О.

Должность

Выполняемая работа

Сыпина Наталья Сергеевна

Лаборант Лаборатории наук о больших данных и проблемах общества

Менеджер проекта: координация и аналитика проекта; разработка концепции, взаимодействие с бизнес-инкубатором ТГУ.

(50 000 руб. вкл. отпускные и страховые взносы)

Коварж Галина Юрьевна

Аналитик Лаборатории наук о больших данных и проблемах общества

Разработка концепции проекта, анализ полученных данных, решение задач классификации данных.

(50 000 руб. вкл. отпускные и страховые взносы)

Петров Евгений Юрьевич

Техник Межрегионального вычислительного центра

Техническое сопровождение проекта, выгрузка данных социальных сетей, обработка больших данных с использованием собственных алгоритмов.

(50 000 руб. вкл. отпускные и страховые взносы)

Итог:

150 000 руб.

Информация об авторах проекта

  • Сыпина Наталья Сергеевна, лаборант лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ sypinans@data.tsu.ru
  • Коварж Галина Юрьевна, аналитик лаборатории наук о больших данных и проблемах общества kovarzhgalina@data.tsu.ru
  • Петров Евгений Юрьевич, межрегиональный вычислительный центр, техник petrov@data.tsu.ru
Подробнее
  • 14.11.2018
  • 4
  • 0
  • 1054

Форма работы над инициативой

Организация мероприятия (Хакатона или форума) между студентами программистами, дизайнерами и сотрудниками факультетов с целью формирования команды которая смогла бы совместными силами разработать лаконичный и ясный дизайн и макет сайта для факультетов и кафедр ТГУ.

После формирования команды - реализация проекта за счет средств выделенных на реализацию инициативы.

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды

Это инициатива обусловлена тем, что сайты факультетов устарели и очень неудобны.

Ясный дизайн представит наши направления и исследования в университете на новом уровне. И позволит сотрудникам, студентам и абитуриентам вносить и видеть достоверную информацию. Что также сможет привлечь новых студентов в будущем. Ясный и понятный поиск информации о людях, исследованиях и всей необходимой информации - это залог хорошего сайта факультета и кафедр. Это возможность представить свои исследования для будущих студентов и тех кто уже сейчас пытается выбрать себе направление своей будущей работы.

В качестве стартовой точки обсуждения можно будет использовать сайты других вузов и институтов мира:

https://www.perimeterinstitute.ca/ http://www.physics.uu.se/ и т. д.


Предполагаемые временные рамки реализации

3-6 месяцев

Этапы:

А. Запуск проекта. Формирование команды, обсуждение дизайна. 1-2 месяца

B. Формирование универсального макета для сайта. командная работа. 2-4 месяца


Предполагаемые заинтересованные стороны

Главным бенефициаром данного проекта должен стать Университет.

Именно он должен быть заинтересован в реализации этого проекта и узнаваемости университета в Интернете.

При поиске информации, абитуриент, сотрудник университета или студент, после исследования сайта самого университета идет на сайт факультета. И там должна быть удобным образом представлена информация о факультете, научных направления, группах, исследованиях, информация о людях и возможных вакансиях. Сайт должен быть удобным и ясным, чтобы человек мог найти интересующую его информацию.


Информация об авторе идеи

Жевлаков Алексей, с.н.с. Физического факультета ТГУ.






Подробнее
  • 28.01.2018
  • 3
  • 0
  • 1397

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды

Современное образование предполагает создание инструментов и механизмов для участия студентов и ученых в реальных проектах, которые востребованы бизнесом и рынком. Такой подход с одной стороны формирует представление о прикладных возможностях науки и образования, а с другой стороны формирует правильный вектор для научных работ задаваемый конечным потребителем. Среда НИ Томского Государственного Университета наполнена идеями, материально-техническими ресурсами и самое главное человеческим капиталом. Основной задачей этого проекта является соединить все эти ресурсы и сформировать точку спроса и точку роста реальных технологий и услуг, а как следствие поток микропроектов в сфере эксперементальной психологии на базе Университета.

Данный подход отвечает всем требованием современного образования и будет способствовать повышению конкурентоспособности среди университетов и выполнению целевых показателей в том числе и по привлечению внебюджетного финансирования. Основной идей проекта является создание Центра, который позволит студентам создавать и участвовать в реальных проектах для реальных заказчиков с использованием передовых возможностей экспериментальной психологии. Проект представляет собой группу специалистов, которые способны возглавлять и организовать работу студенческих команд, которые в ходе реализации проектов смогут выполнить реальные заказы для внешних заказчиков. В итоге студенты смогут применять теоретические знания на практике и корректировать свои навыки в контексте реального рыночного спроса. Таким образом, предполагается, что проектная деятельность, созданная совместно с бизнесом, может способствовать созданию новых направлений в исследованиях для студентов и сгенерировать технологии, методы или патенты в долгосрочной перспективе.

Краткая характеристика предполагаемых изменений

На данном этапе развития экспериментальной психологии существует ряд приемов и технологий, которые уже сейчас применяются в прикладных исследованиях, проектах и услугах. Они задействованы для создания рекламы, дизайна, интерфейсов, образовательного контентна, а также видеоигр и фильмов. Все эти рынки в высшей степени высоко конкуренты, динамичны и открыты к внедрению современных подходов и методов, которые могли бы выделить их среди конкурентов. Главной задачей со стороны науки — это предложить подходящие инструменты и услуги для внедрения. Именно для этого предлагается создать на базе НИ ТГУ Центр, который в долгосрочной перспективе будет способен генерировать новые проекты в этом направлении. Система менторства и гибкая структура управления проектами должна позволить конвертировать знания и умения студентов в реальные проекты способные удовлетворить нужды реального бизнеса. Главной статьей затрат будет являться ФОТ ключевых сотрудников и инвестирование в современное оборудование при достаточном уровне доходов проекта.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Стратегией развития Центра будет движение от простейших услуг, проектов и технологий известных и активно применяемых сейчас до создания собственных и инновационных. Ключевыми показателями на первом этапе будет являться количество вовлеченных студентов и сотрудников в работу и реализованные проекты. Примером услуг, которые сможет оказывать Центр в самом начале своей работы является анализ и рекомендации по улучшению дизайна, рекламного аудио, видео и печатного контента, анализ эффективности интерфейсов, управления и обучения программами. Оценка качества предоставления материалов в сети интернет (вебсайты, реклама) и другое.

Проект предполагает реализацию минимум 3 (максимум 5) реальных заказов за 6 месяцев и вовлечение 150 студентов (из которых будет отобрано от пяти в команды для реализации каждого проекта). KPI Центра будет: реализованные проекты и студенты, которые примут участие в проекте. Дополнительно можно выделить создание коммерческой компании (спин-офф университета), которая будет реализовывать данный проект в дальнейшем.

На втором этапе, при устойчивом развитии проекта, основным критерием должны стать статьи, технологии и проекты, созданные на базе центра.

Предполагаемые временные рамки реализации

Этапы:

А. Запуск проекта. Привлечение студентов для выполнения пилотных проектов – 3- 6 месяц

Б. Выполнение первых работ и выход на самоокупаемость Центра. Системная работа по привлечению студентов в проекты Центра – 6-12 месяц

В. Накопление знаний и создание долгосрочной устойчивой стратегии развития Центра с учетом реального опыта работы внутри индустрии. Запуск первых внутренних проектов, публикации первых статей - 12-24 месяц

Г. Продвижение проекта как центра компетенций и технологий. – со 2го года и далее.

Предполагаемые заинтересованные стороны

Главным бенефициаром данного проекта должен стать Университет, в рамках которого будет создаваться Центр. Итогом работы Центра должно стать повышение качества образования для студентов и создания площадки для реализации прикладных междисциплинарных проектов. Так как проект является междисциплинарным, то он будет интересен для студентов различных специальностей (психология, информационные технологии, дизайн, экономика,

социология и многие другие). Внешними заинтересованными сторонами являются заказчики: рекламные компании, разработчики фильмов, графики, игр и программ, которым будут оказываться услуги на коммерческой основе. С рядом томских потенциальных потребителей проведены переговоры, в рамках которых сформирован список реальных заказов на услуги Центра.

Партнеры в реализации

Ключевым партнером проекта является Международный центр исследований развития человека способный предоставить доступ к оборудованию, которое необходимо для запуска проекта: айтрекинг, электроэнцефалограф и другие. Также сотрудники и студенты международного центра являются ключевыми лицами для реализации проекта.

Вторым партнером, обладающим компетенциями в реализации подобных проектов, является компания английская компания I2 media research (http://i2mediaresearch.com/). Успешный опыт компании позволит минимизировать риски и внедрить передовые методы и технологии исследований в создаваемый Центр.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов

На первом этапе проекта вся необходимая материально-техническая база имеется в наличии в Международном центре исследований развития человека. Основной идеей проекта как раз и является использование существующих ресурсов внутри подразделений Университета для создания новой точки роста. Ключевой задачей станет создание команды и внутренних механизмов для выполнения целей проекта. На данном этапе сформирована команда специалистов, обладающих навыками работы с требуемыми технологиями, создания наукоемких проектов, коммерциализации, запуска и управления коммерчески успешных проектов и специалистов в области экспериментальной психологии и нейронауки.

Предполагаемые статьи расходов

Основной статьей для запуска проекта является ФОТ ключевых специалистов, которые будут организовывать и координировать работу внутри Центра, со студентами и с заказчиками. Предполагаемая инвестиционная яма и срок до получения первой выручки составляет 6 месяцев.

Затраты по статьям первые 6 месяцев:

- ФОТ: 250 тр

- материалы для исследований: 40 тр

- канцелярия и прочие мелкие затраты: 10 тр

Информация об авторе проекта

Валентин Касицкий, студент-магистрант 2 года обучения НИ ТГУ по направлению

«Развитие человека: генетика, нейронаука и психология», в 2010 году окончил ЭФ ТГУ по специальности «Менеджмент организации», соучредитель консалтинговой компании «Про Экт», директор сети кофеен «Эндорфин».

Предыдущий опыт работы: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (2009 год), Томский наноцентр РОСНАНО

«СИГМА.инновации» (2010-2012 год).

В студенчестве трехкратный победитель всероссийских соревнований социальных проектов в составе команды SIFE ТГУ (ныне Enactus).

Подробнее
  • 21.01.2018
  • 3
  • 0
  • 929

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

В октябре 2016 г. подписано соглашение о вхождении Томского государственного университета в программу «Europlanet 2020». Одной из задач программы «Europlanet 2020» по разделу Исследовательская инфраструктура (ResearchInfrastructure (RI)) является предоставление участниками программы свободного доступа к текущим исследованиям, базам данных, моделям и аппаратуре для европейских исследователей.

В рамках данного проекта планируется создать web платформу, на которой каждый желающий будет иметь возможность опробовать свои силы по исследованию динамики и обработке наблюдений малых объектов Солнечной системы, в частности астероидов в том числе сближающихся с Землей. Для этого необходимо только желание и наблюдения объектов, которые находятся в свободном доступе на сайте www.minorplanetcenter.net. В сентябре 2017 г. авторы проекта выступили с идеями создания такого сервиса на European Planetary Science Congress 2017, Riga, Latvia, чем заинтересовали зарубежных коллег. Таким образом, данный проект будет востребован не только российскими учеными, но и международным научным сообществом. Также при поступлении студентов на физический факультет использование проекта может стать основой для бакалаврской или магистерской диссертации.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).

Целью работы является создание для программы «Europlanet 2020» по разделу Исследовательская инфраструктура (ResearchInfrastructure (RI)) сервиса по исследованию динамики движения астероидов по наблюдениям доступных на сайте minorplanetcenter.net. Для этой цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Разработка концепции сервиса.
  2. Алгоритмическая проработка концепции.
  3. Тщательное тестирование разработанных ранее программно-алгоритмических комплексов.
  4. Разработка первоначальной версии сервиса.
  5. Тестирование первоначальной версии сервиса.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Создание первоначальной версии интерактивного сайта с сервисом по исследованию динамики и обработке наблюдений малых объектов Солнечной системы. Показателями достижения предлагаемой реализации проекта должны стать результаты внешнего тестирования первоначальной версии сервиса. После реализации проекта международное научное сообщество получит сервис, которым сможет быстро, бесплатно и дистанционно воспользоваться любой желающий при условии ссылки на использование сервиса. В результате предполагается повышение цитирования наших работ по данному проекту. Также ожидается увеличение посещаемости сайта.

Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).

Этап 1. Подготовительный.

Сроки проведения: с 01.04.2018 по 30.06.2018.
Разработка концепции web-сервиса. Алгоритмическая проработка концепции. Тщательное тестирование разработанных ранее программно-алгоритмических комплексов. Создание технической документации. Описание программного обеспечения лежащего в основе web-сервиса.

Этап 2. Практический.

Сроки проведения: с 01.06.2018 по 31.10.2018
Разработка и тестирование первоначальной версии web-сервиса. Создание технической документации, руководство пользователя.

Предполагаемые заинтересованные стороны.

Российские и международные организации (в том числе участники международной программы «Europlanet 2020»), связанные с исследованием динамики естественных и искусственных малых тел Солнечной системы, решением проблем астероидной опасности и т.п.

Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры).

Предполагается участие в тестировании сотрудников и студентов ФФ ТГУ, ГАИШ МГУ (г. Москва), ИНАСАН (г. Москва), СПбГУ и сотрудниками Института Небесной механики (Франция, Париж) и Лондонского университета.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.

Персональные компьютеры с выходом в интернет и создание уникального web-адреса на базе ww.tsu.ru.

Предполагаемые статьи расходов.

Заработная плата.

Разработка концепции web-сервиса.
ФОТ авторов проекта: 5000р/мес х 1,302 х 3мес. х 3чел. = 58590р.

Алгоритмическая проработка концепции.
ФОТ авторов проекта: 5000р/мес х 1,302 х 3мес. х 2чел. = 39060р.

Тщательное тестирование разработанных ранее программно-алгоритмических комплексов.
ФОТ авторов проекта: 5000р/мес х 1,302 х 3мес. х 3чел. = 58590р.

Создание технической документации.
ФОТ авторов проекта: 5000р/мес х 1,302 х 3мес. х 1чел. = 19530р.

Разработка и тестирование первоначальной версии сервиса. Работа программиста
ФОТ автора проекта: 8600р/мес х 1,302 х 7мес. х 1чел. = 78380.4р.

Руководитель проекта. Руководство проектом, контроль за соблюдением плана работ, продвижение проекта в глобальной сети.
ФОТ руководителя проекта: 5000р/мес х 1,302 х 7мес. = 45570р.

ИТОГО299 720.4р.

Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.

Востребованность такого сервиса не вызывает сомнений у авторов настоящего проекта в силу предыдущего опыта в создании такого сервиса и данных по его использованию российским и международным научным сообществом.

Предыдущий программно-математический сервис по динамике естественных и искусственных малых тел Солнечной системы был разработан сотрудниками отдела небесной механики НИИПММ ТГУ по собственной инициативе и размещен на сайте отдела астрометрии и небесной механики НИИ ПММ ТГУ (http://212.192.100.117). Сайт состоял из трех частей: 1. Дистанционный численный эксперимент по динамике малых тел Солнечной системы. 2. Численное моделирование движения ИСЗ. 3. Конфигурация планет солнечной системы. Программы сайта были протестированы профессором Лондонского университета И. Вильямсом, известным специалистом по динамике малых тел Солнечной системы, и получили высокую оценку. Данный ресурс использовался учеными разных стран. Сервис просуществовал с 1999 по 2005 г. и был закрыт по техническим причинам. Сайт имел высокий рейтинг на «Астротоп 100 России» и спустя 12 лет после закрытия все еще числится на 11 месте (http://astrotop.ru/cgi/list.cgi?themes=14&page_begin=1&page_end=100).

Информация об авторах проекта (место работы или обучения).

  1. Авдюшев В. А.— зав. кафедрой астрономии и космической геодезии ФФ ТГУ;
  2. Баньщикова М.А. — доцент кафедры астрономии и космической геодезии ФФ ТГУ;
  3. Рябова Г.О. – профессор кафедры астрономии и космической геодезии ФФ ТГУ, вед.н.с. НИИ ПММ ТГУ
Подробнее
  • 12.08.2017
  • 1
  • 0
  • 1541

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

Большие достижения в области науки позволяют нам создавать совершенно невероятные вещи. Cуществуют материалы, которые могут менять свой цвет в зависимости от времени года, а современные научные труды в области биомедицины находят применение в создании протезов, совместимых с человеческим телом и т. п.. Создание новых, "умных" материалов производит сейчас настоящую революцию в промышленности. XXI век объявлен веком химии и создания множества материалов для решения большинства задач в сфере химии, биологии и биомедицины.

В рамках проекта "SMART materials projects" создается площадка для формирования нового направления, в котором каждый желающий имеет возможность опробовать свои силы в моделировании современных "умных" материалов для самых разных конструкций и функциональных применений, придумывать приборы для анализа этих материалов и установок для их производства, придания им формы, изготовления из этих материалов деталей, элементов конструкции, функциональных устройств, в том числе биомедицинского применения. Участники новой инновационный площадки могут моделировать структуру веществ и материалов, а также комплексные физические процессы, обеспечивающие наличие у материалов требуемых свойств и характеристик, принимать во внимание доступность и стоимость сырья, из которого материалы производятся, особенности технологических процессов их производства и многое другое. Для практической реализации проекта возможно проведение экспериментов на базе химического и физического факультетов.

"SMART materials projects" - это территория "умных" технологий, связанных с химией, биологией и биомедициной. Её задача создать среду для работы над собственными научными проектами. Если в ходе олимпиады у участников формируется свой мини-проект идея, то уже на площадке “умных” технологий эту идею можно продолжить, благодаря тесному контакту с научными работниками университета и с также заинтересованными коллегами.

Формирование проекта состоит из 2-х блоков. В 1-м блоке планируется проведение междисциплинарной олимпиады для студентов и школьников с привлечением интернет-ресурса, позволяющего всем участникам из регионов России и стран зарубежья пройти онлайн-тестирование в комфортной домашней атмосфере. При проведении олимпиады выбираются призеры, набравшие наибольшее количество баллов. Во 2-м этапе формируется проектная команда из числа отличившихся участников.

При поступлении в ТГУ на магистратуру сформированный проект может стать основой для магистерской диссертации или для аспирантской работы

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).

В ходе проведения олимпиады происходит выявление талантливых студентов и школьников внутри города Томска и презентация университетских программ на площадке международного научного пространства. Деятельность собранной команды направлена на реализацию проектов по созданию "умных" материалов и технологий, связанных с химией, биологией и биомедициной. В рамках направления "SMART materials projects" участники приобретают инновационные знания и опыт для научных статей и технологических разработок магистерских и аспирантских диссертаций, а также имеют возможность открыть для себя дополнительные курсы и направления в будущей магистерской программе и найти ориентир в дальнейшей научно-практической профессиональной деятельности. Иными словами, команда олимпиады - это инициативная группа, способная самостоятельно выбрать для себя новые магистерские, междисциплинарные и профессиональные направления подготовки в сфере химии, биологии и биомедицины.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Планируется организация трех блоков междисциплинарной олимпиады "SMART materials projects". 1 блок - биология (25 апреля); 2 блок - химия (4 мая); 3 блок - биомедицина (15 мая). Каждый блок содержит 10 заданий, предполагающих стратегическое научное и творческое мышление. Перед началом проведения тестирования проходит рекламная компания, предполагающая продвижение информации об университете, университетских программах, преподавателях, магистерских программах и перспективах трудоустройства выпускников в среде студентов университетов России и зарубежья через социальные сети, дополнительно разработанные информационные сайты, а также во всех печатных материалах за счет организации отдела маркетинга, состоящего из студентов и преподавателей ТГУ, обладающих необходимыми навыками по созданию медиа-плана и наполнения контекстной рекламы. В ходе решения научно-практических задач междисциплинарной олимпиады по результатам баллов выбирается 5-ка лучших студентов, ориентированных в освоении новых научно-практических знаний, которые, будучи призерами, будут поощрены ценными подарками призового фонда.

Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).

Этап 1. Подготовительный. С 17.04.18 по 24.04.18. Проведение рекламной компании. Создание сайта олимпиады и регистрация участников первого научно-практического блока.

Этап 2. Практический. С 25.04.18 по 18.05.18. Проведение олимпиады, подведение итогов и награждение победителей.

Этап 3. Организация работы инновационной междисциплинарной площадки "SMART materials projects". С 19.05.18 планируется объединить усилия в разработке научно практического плана работы площадки и его пошаговое выполнение.

Предполагаемые заинтересованные стороны.

Томский государственный университет, внедряющий каждый год инновационные подходы в образовании, для улучшения качества обучения.

Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры).

Научно-исследовательский инновационный центр группы компаний Компания АртЛайф (г. Томск) - исследования и разработка биологических активных добавок для питания, биотехнологическое производство.

Медико-биологический научно-производственный комплекс "Цитомед" (г. Санкт-Петербург) – исследования и разработка лекарственных средств.

Научно-исследовательский институт фармакологии и регенеративной медицины (г. Томск) - исследования и разработка лекарственных средств.

Научно-исследовательский институт онкологии (г. Томск) – исследования механизмов канцерогенеза, клеточные технологии, методы диагностики.

Предполагаемые статьи расходов.

Статья расходов

Стоимость, руб

1.

Призовой фонд

50 000

2.

Составление творческих заданий олимпиады

80 000

3.

Заказ дизайн-макетов и их интернет-продвижение для освещения тематики и основных моментов организации олимпиады

50 000

4.

Организация экспертного совета и жюри

120 000

Итого:

300 000

Подробнее
  • 04.04.2017
  • 2
  • 1
  • 1774

1. Актуальность
Ни у кого не возникает сомнения роль науки в развитии общества и её польза. Однако, многие носители научного знания (преподаватели вузов, ученые) говорят о ней сложным, непонятным простому обывателю языком. Таким образом, они не только не вызывают интереса слушателей к предмету разговора, но и в целом формируют неверный образ науки, показывая её как сложную для понимания и доступную для занятия ею только узкому кругу лиц. Школа нескучного доклада призвана научить студентов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей говорить о науке так, чтобы у их слушателей возникало желание подробнее познакомиться с материалом и даже самим заняться наукой.

2. Идея проекта
Командой Школы нескучного доклада (ШНД) был изучен и систематизирован опыт научных презентаций, который затем вошёл в программу тренинга. Приёмы, с помощью которых можно легко и интересно объяснить материал любой сложности, секреты визуального оформления презентаций - то, что сегодня необходимо знать каждому, кто несет науку в массы, и то, что дает ШНД. Проект Школа нескучного доклада - это тренинги (лекции + практика) для студентов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей НИ ТГУ, результатом которого будет повышение уровня конкурентоспособности представителей науки НИ ТГУ. Кроме того, наука, за счёт повышения уровня подачи материала на различных мероприятиях (конкурсах, конференциях, презентациях), станет выглядеть привлекательнее для молодёжи как род деятельности.

3. Предполагаемые результаты

Результат

Мера измерения

Кол-во

1.

Обучение студентов (бакалавров и магистрантов), аспирантов и молодых учёных НИ ТГУ навыкам доступного доклада.

Чел..

25

2.

Обучение преподавателей НИ ТГУ навыкам доступного доклада.

Чел.

25

4. Этапы реализации

№ этапа

План выполняемых работ

Сроки выполнения

1.

Выбор и утверждение подходящей площадки для проведения тренингов

Август-сентябрь 2017

2.

Организация и проведение пригласительной кампании, закупка материалов для проведения мероприятия

Сентябрь-октябрь 2017

3.

Проведение первого мероприятия (тренинг для студентов)

октябрь 2017

4.

Организация и проведение пригласительной кампании, закупка материалов для проведения мероприятия

Октябрь-ноябрь 2017

5.

Проведение второго мероприятия (тренинг для преподавателей)

ноябрь 2017

5. Заинтересованные стороны

  • • Администрация университета, в частности научное управление: повысится привлекательность научной деятельности в университете, в следствие чего учёные НИ ТГУ будут более конкурентоспособны при презентации своих исследований.
  • • Студенты: появится чувство уверенности в публичных выступлениях, в результате чего увеличатся их шансы на победу в научных конференциях. Лекции преподавателей, прошедших ШНД станут более интересными и увлекательными, что будет способствовать увеличению интереса к науке у студентов на их занятиях.
    • Преподаватели: смогут узнать, как донести свой богатейший багаж знаний до широкой аудитории, захватив при этом максимальное внимание слушателей.
    • Молодые учёные: смогут научиться эффективно выступать на публике, вызывая живой интерес к своим научным разработкам

6. Партнеры в реализации проекта

  • Управление социальной и молодежной политики ТГУ.
  • Профсоюзная организация студентов ТГУ.
  • Научное управление ТГУ.

7. Ресурсы для реализации

Для успешной реализации проекта имеются:

  • Слаженная команда организаторов-тренеров.
  • Образовательная программа тренинга, включающая образовательные материалы (презентации и конспекты).
  • Опыт проведения образовательных мероприятий формата «Школа нескучного доклада» у всех членов команды.
  • Узнаваемый фирменный стиль проекта

Для успешной реализации проекта необходимы:

  • Помещение, вместимостью от 30 человек, оснащённое необходимым оборудованием (наличие проектора, флипчарта, компьютера, звуковой системы) и отвечающее иным требованиям к организации мероприятия формата тренинг.

8. Предполагаемые статьи расходов

Позиция

Сумма, руб

1.

Разработка и печать материалов (афиши) для пригласительной кампании

9 000

2.

Покупка расходных материалов/канцелярии (маркеры, листы для флипчартов и пр.) для проведения мероприятия (в расчёте на 3 мероприятия)

4 000

3.

Покупка призов активным участникам мероприятия (футболки, значки)

3 000

4.

Покупка продуктов и одноразовой посуды для организации кофе-брейков

12 000

5.

Оплата работы тренеров-организаторов (команда ШНД)

272 000


Итого

300 000

9. Дополнительная информация

В перспективе Школа нескучного доклада может стать регулярным мероприятием и повысить вероятность победы студентов и учёных вуза на научных конференциях.

10. Информация об авторе проекта

Автором проекта выступает инициативная группа команды Школы нескучного доклада в составе:

1) Магистрант НИ ТГУ Лаборатории гуманитарных проблем информатики Переводчикова Дарья (организатор, лектор).

2) Магистрант НИ ТГУ биологического факультета Быкова Кристина (организатор, лектор).

3) Аспирант НИ ТГУ геолого-географического факультета Мишенина Юлия (организатор, лектор).

4) Младший научный сотрудник НИ ТГУ Фомченков Михаил (организатор, ведущий практических занятий).

5) Организатор и тренер проекта Science Slam Tomsk Соловьёв Тимофей (организатор, лектор).

6) Организатор проекта Science Slam Tomsk, ведущий инженер ИХН СО РАН Ильина Анна (организатор, лектор, специалист по работе с социальными сетями).

7) Организатор проекта Science Slam Tomsk Степанова Дарья (организатор, лектор, дизайнер проекта).

8) Младший научный сотрудник НИИ медицинской генетики Вагайцева Ксения (организатор, лектор, координатор).

9) Старший преподаватель, зав. лабораторией кафедры СМиТ ТГАСУ Прищепа Инга (организатор, ведущий практических занятий)

Контакты:

nonboring.school@gmail.com

8-906-947-9457 (Анна),

8-923-412-56-59 (Дарья).

Подробнее
  • 02.04.2017
  • 5
  • 0
  • 1663

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

Современное образование предполагает создание инструментов и механизмов для участия студентов и ученых в реальных проектах, которые востребованы бизнесом и рынком. Такой подход с одной стороны формирует представление о прикладных возможностях науки и образования, а с другой стороны формирует правильный вектор для научных работ задаваемый конечным потребителем. Среда Томского Государственного Университета наполнена идеями, материально-техническими ресурсами и самое главное человеческим капиталом. Основной задачей этого проекта является соединить все эти ресурсы и сформировать точку спроса и точку роста реальных технологий и услуг, и, как следствие, поток микропроектов в сфере нейромаркетинга на базе Университета.

Данный подход отвечает всем требованием современного образования и будет способствовать повышению конкурентоспособности среди университетов и выполнению целевых показателей в том числе и по привлечению внебюджетного финансирования. Проекты, сформированные совместно с бизнесом, могут стать новыми направлениями в исследованиях и сгенерировать технологии, программы или патенты.

Краткая характеристика предполагаемых изменений.

На данном этапе развития нейронауки существует ряд приемов и технологий, которые уже сейчас применяются в прикладных исследованиях, проектах и услугах. Они задействованы для создания рекламы, интерфейсов, образовательного контента, а также видеоигр и фильмов. Все эти рынки в высшей степени высоко конкуренты, динамичны и открыты к внедрению современных подходов и методов, которые могли бы выделить их среди конкурентов. Главной задачей со стороны науки — это предложить подходящие инструменты и услуги для внедрения. Именно для этого предлагается создать на базе НИ ТГУ организацию, которая в долгосрочной перспективе будет способна генерировать новые проекты в этом направлении. Данную структуру предлагается зарегистрировать в виде некоммерческой организации, чтобы закрепить главную задачу проекта: саморазвитие. Такая структура зафиксирует необходимость направления всех полученных доходов на развитие проекта и его устойчивость. Главной статьей затрат будет являться ФОТ ключевых сотрудников и инвестирование в современное оборудование при достаточном уровне доходов организации. По такому принципу работают крупнейшие кластерные проекты в области микроэлектроники, биотехнологий и других направлениях.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Стратегией развития центра будет движение от простейших услуг, проектов и технологий известных и активно применяемых сейчас до создания собственных и инновационных. Ключевыми показателями на первом этапе будет являться количество заказов, полученных центром, а также количество вовлеченных студентов и сотрудников в работу. Примером услуг, которые сможет оказывать Центр в самом начале своей работы является анализ и рекомендации по улучшению рекламного аудио, видео и печатного контента, анализ эффективности интерфейсов, управления и обучения программами. Оценка качества предоставления материалов в сети интернет (вебсайты, реклама) и другое.

На втором этапе, при устойчивом развитии проекта, основным критерием должны стать статьи, технологии и проекты, созданные на базе центра.

Предполагаемые временные рамки реализации.

Этапы:

А. Подготовительный этап. Формирование предложений для рынка, создание внутренней структуры работы и команды центра – 3 месяца

Б. Запуск проекта, поиск заказов и формирование контактов. Привлечение первых студентов для выполнения пилотных проектов – 3-6 месяц

В. Выполнение первых работ и выход на самоокупаемость Центра. Системная работа по привлечению студентов в проекты Центра – 6-12 месяц

Г. Накопление знаний и создание долгосрочной устойчивой стратегии развития Центра с учетом реального опыта работы внутри индустрии. Запуск первых внутренних проектов, публикации первых статей - 12-24 месяц

Д. Продвижение проекта как центра компетенций и технологий. – со 2го года и далее.

Предполагаемые заинтересованные стороны.

Главным бенефициаром данного проекта должен стать Университет, в рамках которого будет создаваться данный Центр. Итогом работы Центра должно стать повышение качества образования для студентов и создания площадки для реализации прикладных междисциплинарных проектов. Внешними заинтересованными сторонами являются заказчики: рекламные компании, разработчики фильмов, графики, игр и программ, которым будут оказываться услуги на коммерческой основе. С рядом томских потенциальных потребителей проведены переговоры, в рамках которых представители бизнеса высказали предварительную заинтересованность в потенциальных услугах Центра.

Партнеры в реализации

Ключевым партнером проекта является Международный центр исследований развития человека способный предоставить доступ к оборудованию, которое необходимо для запуска проекта: айтрекинг, электроэнцефалограф и другие. Также сотрудники и студенты международного центра являются ключевыми лицами для реализации проекта.

Вторым партнером, обладающим компетенциями в организации и работе наукоемких проектов, является консалтинговая компания «Про Экт», сотрудники которого имеют многолетний практический опыт работы в сфере создания инновационной среды города Томска.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.

На первом этапе проекта вся необходимая материально-техническая база имеется в наличии в Международном центре исследований развития человека. Основной идеей проекта как раз и является использование существующих ресурсов внутри подразделений Университета для создания новой точки роста. Ключевой задачей станет создание команды и внутренних механизмов для выполнения целей проекта. На данном этапе команда сформирована на 2/3 и представляет из себя специалистов, обладающих навыками работы с требуемыми технологиями, создания наукоемких проектов, коммерциализации, запуска и управления коммерчески успешных проектов и специалистов в области нейронауки.

Для успешности проекта после его согласования будет необходимо найти специалистов и консультантов, имеющих реальный опыт работы в сфере ключевых заказчиков (реклама, производство контента и интерфейсов).

Предполагаемые статьи расходов.

Основной статьей для запуска проекта является ФОТ ключевых специалистов, которые будут организовывать и координировать работу внутри Центра, со студентами и с заказчиками. Нужно понимать, что первый год участники проекта согласны на получение условных и крайне небольших выплат за свою работу, что может измениться в случае успешного развития проекта. Данная политика согласована с командой и является дополнительным стимулирующим и мотивирующим драйвером.

Предполагаемая инвестиционная яма и срок до получения первой выручки составляет 6 месяцев.

Затраты по статьям первые 6 месяцев:

- затраты на регистрацию: 20 000

- ФОТ: 210 000

- создание сайта: 30 000

- рекламный бюджет: 30 000

- прочие мелкие расходы: 10 000

Информация об авторе проекта.

Валентин Касицкий, студент-магистр НИ ТГУ по направлению «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология», в 2010 году окончил ЭФ ТГУ по специальности «Менеджмент организации», соучредитель консалтинговой компании «Про Экт», директор сети кофеен «Эндорфин».

Предыдущий опыт работы: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (2009 год), Томский наноцентр РОСНАНО «СИГМА.инновации» (2010-2012 год).

В студенчестве трехкратный победитель всероссийских соревнований социальных проектов в составе команды SIFE ТГУ (ныне Enactus).

Подробнее
  • 31.03.2017
  • 5
  • 0
  • 2441

Актуальность.

С начала 80-х годов интенсивно развиваются технологии по созданию объемных моделей путем послойного наращивания. В то время как в традиционных технологиях модель изготавливается путем удаления материала из некоторой болванки или изменения ее формы. Технологии послойного наращивания получили название аддитивных. У аддитивных технологий множество направлений, одним из которых является быстрое прототипирование. Быстрое прототипирование тесно связано со множеством направлений инженерной деятельности – механика твердых тел, компьютерные науки, гидро- и аэродинамика, биотехнологии и медицинская инженерия. Данная технология позволяет создавать модели и макеты с наименьшими затратами. Это ускоряет процесс проектирования и реализации в производстве. Самым распространённым способом быстрого прототипирования является 3D-печать. Поэтому, 3D-печать быстро набирает популярность во многих областях, начиная с промышленности и заканчивая медициной.

В настоящий момент во многих Вузах уже создаются лаборатории и центры быстрого прототипирования. Считаем необходимым создание в ТГУ центра прототипирования для школьников и студентов для дальнейшего их вовлечения в научно-исследовательскую деятельность. Для школьников и абитуриентов университет повысит привлекательную способность, так как специалисты данного направления востребованы во всех научных и производственных отраслях.

Идея

Идея заключается в создании центра прототипирования на базе физико-технического факультета ТГУ для школьников и студентов.

Цели:

  • Создание центра прототипирования на базе физико-технического факультета ТГУ;
  • Привлечение талантливых школьников и абитуриентов;
  • Изучение современных технологий быстрого прототипирования;
  • Освоение способов проектирования, 3D-визуализации и моделирования с привлечением САПР;
  • Ознакомление старшеклассников и студентов физико-технического факультета с изготовлением моделей с помощью 3D-печати;
  • Проведение мастер-классов для школьников по 3D-моделированию и 3D-печати.

Задачи:

  • Найти аудитории для проведения работы;
  • Закупить необходимое оборудование;
  • Организовать работу центра с талантливыми школьниками;

Предполагаемые результаты.

  • Создание центра прототипирования на базе которого можно было бы проводить лабораторные практики среди школьников и студентов ТГУ.
  • Создание студентами прототипов, необходимых для исследований, связанных с лабораторными, курсовыми и дипломными работами.

Срок реализации - 1 год

Предполагаемые заинтересованные стороны

Старшеклассники, студенты ФТФ, кафедра робототехники ФТФ.

Описание необходимых ресурсов

Для реализации проекта мы нуждаемся в помещении для проведения занятий, оборудованном рабочими столами. Предполагается создание моделей, которые будут изготавливаться на 3D-принтере для работы с которым потребуются расходные материалы, компьютер для управления 3D-принтером и работы с моделями, а также набор инструментов для обслуживания 3D-принтера.

Предполагаемые расходы

Рабочие столы:

  • Мебель для рабочих мест


  • 12 000 р

Инструменты:

  • Набор инструментов для обслуживания 3D-принтера

  • 1000 р

Аппаратная часть:

  • Компьютер для работы с моделями и принтером
  • 3D-принтер


  • 35000 р
  • 85000 р

Расходные материалы:

  • PLA пластик для печати моделей
  • Термоскотч


  • 10000 р
  • 7000 р

Итого:

150 000 р


Информация об авторах проекта

Авторы проекта – Аитов Денис и Коротун Николай.

Коротун Николай

E-mail: nikolay@ushtobe.org

Тел.: +79059922149

Студент 1-го курса бакалавриата физик-технического факультета ТГУ. Интересуюсь 3D-моделированием, работой с ЧПУ станками. Увлекаюсь программированием и веб-разработкой.

Образование

Томский государственный университет , Томск, РФ

9/2016 – настоящее время

Направление подготовки «техническая физика»

Уштобинская средняя школа, с.Уштобе, Республика Казахстан

окончил в 2016 году

  • Победитель районных, областных олимпиад по информатике;
  • Участник интеллектуальных игры «Лидер XXI века», «Эхо: загадки земли»;
  • Участник международного фестиваля робототехники «Roboland 2016»;
  • Победитель образовательного хакатона "Id&App";
  • Победитель «Интерактивной школы ИКТ» в номинации «Лучший интерактивный портал организации образования»

Аитов Денис

E-mail: odisei-10@mail.ru

Тел: +79521613849

Студент 1-го курса бакалавриата физико-технического факультета ТГУ. Интересуюсь 3D-моделирование. Увлекаюсь программированием, работой с видео, компьютерными технологиями.

Образование

Томский государственный университет , Томск, РФ

9/2016 – настоящее время

Направление подготовки «техническая физика»

Карагандинский КГУ «Лицей №2», г. Караганда, Республика Казахстан

окончил в 2016 году

  • Участник городских олимпиад по информатике, математике.
  • Участник летней школы при СУНЦ НГУ.
  • Участник Международной Олимпиады Молодежи.
Подробнее
  • 31.03.2017
  • 3
  • 0
  • 1258

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

В настоящее время ТГУ активно участвует в создании инновационной среды в г. Томске и формировании инновационной экосистемы. Одним из ее элементов являются создаваемые Вузами Малые инновационные предприятия (МИП). Создание и функционирование таких предприятий призвано создать основу для повышения инновационной активности ученых, способствовать коммерциализации научных разработок. К настоящему моменту созданные МИП находятся на разных этапах развития, но сталкиваются зачастую с однотипными вызовами (сложностями). По мере их роста возникают все новые задачи, которые необходимо решать с учетом постоянно меняющегося законодательства. Так, появились случаи отклонения заявок МИПов (в т.ч. созданных с участием ТГУ) в федеральных конкурсах по причинам, связанным с неурегулированностью отношений МИПа и вуза. В связи с этим для Университета и МИПов актуальна задача создания прозрачного и понятного механизма взаимодействия, закрепления его в документах, соответствующих действующему законодательству. Разработка модели и закрепление такого механизма будут способствовать росту инновационной активности сотрудников Университета, повышению эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)

Основная идея заключается в исследовании лучших практик организации взаимодействия Вузов с МИПами с целью разработки типовых регламентов взаимодействия, что будет способствовать повышению эффективности работы МИПов, росту их числа, успешному участию их в конкурсах на получение финансирования из различных источников. Реализация проекта позволит привлечь большее число студентов и сотрудников Университета к коммерциализации разработок, участию в инновационной деятельности. Также позволит повысить эффективность деятельности ТГУ по управлению интеллектуальной собственностью.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Результатом будет аналитический отчет, в котором на основе изучения лучших существующих практик будет представлена модель эффективной организации взаимодействия Университета и МИПа, учитывающая предусмотренные действующим законодательством возможности, а также рекомендации по созданию типовых документов, опосредующих взаимодействие Университета и МИПов (Регламент взаимодействия, локальные акты).

Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы)

Общий срок реализации проекта (6 мес.)

Этапы :

1) Исследование текущей ситуации, выявление типичных рисков и проблем, возникающих в сфере взаимодействия Университета и МИПа. (1 мес).

2) Изучение существующих практик организации и регулирования взаимодействия ВУЗов и МИПов и разработка модели эффективного взаимодействия (2 мес.).

3) Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики по вопросам организации и деятельности МИПов, взаимодействия с целью разработки типовых регламентов взаимодействия (2 мес.).

4) Составление итогового аналитического отчета (1 мес.).

Предполагаемые заинтересованные стороны

Заинтересованные стороны: ТГУ, малые инновационные предприятия, Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», сотрудники университета, студенты.

Предполагаемые партнеры в реализации

Предполагаемые партнеры в реализации: Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», МИПы.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов

В наличии имеется помещение для работы, необходимая оргтехника. Необходимые ресурсы: 298 890 руб. (средства на оплату труда членов команды проекта, консультантов).

Предполагаемые статьи расходов:

1. Вознаграждение руководителя проекта и членов команды проекта (3 чел.). 253 890 руб., в т.ч.:

1.1 Руководитель проекта (1 чел.х8500 руб./мес.х6 мес.) 51 000 руб.

1.2 Члены команды (3 чел.х8000 руб./мес.х6 мес.) 144 000 руб.

1.3 Начисления на заработную плату (30,2%) 58 890 руб.

2. Оплата услуг консультантов 30 000 (в т.ч. необходимые налоговые отчисления)

3. Расходы на проведение опросов 15000 (в т.ч. необходимые налоговые отчисления)

ИТОГО 298 890 руб.

Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.

Реализация инициативы позволит в дальнейшем создать методический центр поддержки МИПов, услуги по разработке соответствующих документов могут быть востребованы другими ВУЗами и МИПами.

Информация об авторе проекта (место работы или обучения).

Мельникова Валентина Григорьевна, к.ю.н., доцент ЮИ ТГУ

Подробнее
  • 29.03.2017
  • 1
  • 0
  • 1383
  • Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды

Горно-ледниковый бассейн Актру площадью около 50 км2 расположен на Северо-Чуйском хребте в Горном Алтае (Республика Алтай) в 40 километрах от посёлка Курай. Здесь, в 1978 года на высоте 2100 м. была основана база физико-географической, гляциологической, метеорологической и геоморфологической практики студентов-географов ТГУ.

Актру представляет собой типичный и репрезентативный для Центрального Алтая горно-ледниковый бассейн. По данным бассейна Актру можно судить о ряде важнейших климатических, гидрологических, гляциологических характеристиках всей горной страны, как базы обширного современного оледенения и истока полноводных рек. В верховьях бассейна отмечается семь ледников различных типов (долинный, плоских вершин, висячий, каровый) общей площадью около 16 км2. Амплитуда абсолютных высот в пределах бассейна около 2000 м.

Помимо учебных практик на полигоне ведутся интенсивные научные исследования. Более 50 лет здесь работает комплексная экспедиция Проблемной научно-исследовательской лаборатории гляциоклиматологии ГГФ ТГУ, в которой принимают участие специалисты и других учреждений, а также зарубежные исследователи, проводятся семинары и научные экскурсии. Студентам даётся прекрасная возможность ознакомиться с производством различных наблюдений на разнообразных объектах природы и проследить их изменения в пространственно-временном масштабе.

К сожалению, несмотря на уникальность бассейна Актру, до сих пор нет единой базы данных и картографо-геоинформационной системы создано не было. Учитывая наличие большого количества открытых источников пространственных данных, а также имеющиеся архив фондовой информации в ПНИЛГК, доступность малой беспилотной авиации, средств геодезического обеспечения, создание данной системы на современном этапе является актуальной и выполнимой задачей для Томского государственного университета.

ГИС-атлас Актру может быть использован не только в качестве источника информации (графически оформленной базы данных с точным определением местоположения), но и инструмента для проведения учебных географических практик, а также написания бакалаврских работ и магистерских диссертаций (анализ и обработка полученных в ходе исследований материалов). В результате использования картографо-геоинформационной системы в рамках учебного процесса студенты смогут расширить профессиональные компетенции (на практике применять ГИС-технологии для сбора, обработки полевой информации) и сформировать исследовательские компетенции (анализ и синтез информации).

  • Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)

Идея проекта заключается в создании единого, открытого и интерактивного геоинформационного атласа природы горно-ледникового бассейна Актру, как платформы для проведения междисциплинарной образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также источника для получения архивных и современных пространственно-временных данных.

  • Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Для успешной реализации заявленного проекта весь комплекс работ предполагается осуществить на трёх основных этапах: полевом, этапе ГИС-картографирования и наполнения базы данных, а также этапе наполнения Web-ресурса.

На полевом этапе ожидается реализация следующих видов работ:

- создание (восстановление) планово-высотного геодезического обоснования исследуемой территории;

- топографическая съемка с использованием БПЛА (конец августа – минимум снежного покрова), полевая геоморфологическая съемка;

- детальное картографирование морфологических параметров снежно-ледникового покрова (границ концевых морен, фирновых и ледниковых частей бассейна).

На этапе геоинформационного картографирования и наполнения базы данных планируется проведение работ по изготовлению элементов базы данных с учётом планово-высотного геодезического обоснования, готовых для размещения на web-ресурсе, включая:

- точные границы горно-ледникового бассейна Актру;

- контуры основных типов растительности, элементов рельефа и современных процессов рельефообразования;

- границы особо-охраняемых природных территорий в пределах бассейна Актру;

- морфологические параметры снежно-ледовых частей в виде контуров, полученных по разновременным (архивным и современным) пространственным данным;

- географически привязанные карты маршрутов к основным туристическим объектам.

С ссылками на удалённый web-ресурс хранения данных будет изготовлена следующая картографическая продукция:

- коллекция архивных и современных аэро- фотоснимков (1952 гг. – 2017 г.) на территорию бассейна Актру;

- коллекция космических снимков с высоким пространственным разрешением (10м/пикселе) (летние и зимние снимки 2016 и 2017 гг.);

- цифровая модель рельефа с пространственным разрешением 1-2 угловые секунды (30-60 метров в пикселе) в формате GeoTiff;

- карты распределения по поверхности бассейна Актру снеговых (NDSI), вегетационных (NDVI) и влажностных (NDWI) спектральных индексов за разные годы съёмки и сезоны;

На этапе создания Web-ресурса планируется:

- формирование семантического окружения для корректного отображения данных;

- загрузка данных на удалённый Интернет-ресурс;

- написание пояснительной записки по порядку работы с элементами базы данных.

  • Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы)

Май 2017 – подготовка к реализации проекта

Июль-август 2017 - полевой этап сбора материалов

Август 2017 - геоинформационное картографирование и наполнение базы данных

Сентябрь 2017 – геометрическая коррекция аэро- и космо- снимков, дешифрирование и расчёт спектральных индексов;

Октябрь 2017 – формирование и наполнение Web-ресурса

Ноябрь 2017 – пилотная реализация проекта «Web-ГИС Актру»

Декабрь 2017 – презентационные мероприятия проекта в виде семинара или мини-конференции

Январь 2018 – подготовка отчёта и итоговой презентации

  • Предполагаемые заинтересованные стороны

Географическая станция Актру, ЦКП Актру, проблемная научно-исследовательская лаборатория гляциоклиматологии ГГФ ТГУ, кафедры географии и гидрологии ГГФ ТГУ, лаборатория биогеохимических и дистанционных методов исследования окружающей среды Биологического института ТГУ, центр превосходства ТГУ BioClimLand.

Ежегодно на станции проходят общегеографическую, ландшафтную, геоморфологическую и гидрологическую учебную практику около 70 студентов первого и второго курсов ГГФ ТГУ. Помимо этого, ежегодно станция принимает большое количество участников научных мероприятий. Например, в 2016 году станция во время работы 3-х научных конференций и научных-школ приняла около 200 учёных с разных уголков мира.

  • Партнёры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры)

Географическая станция Актру, проблемная научно-исследовательская лаборатория гляциоклиматологии ГГФ ТГУ, кафедры географии и гидрологии ГГФ ТГУ, кафедра геоинформатики и кадастра ТГАСУ, Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (г. Томск).

  • Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых расходов

Для выполнения камеральных работ на кафедре географии и гидрологии имеются лицензионные аппаратно-программные комплексы для проведения геоинформационного картографирования, дешифрирования аэро- и космо- снимков ArcGIS (10 шт.), QGIS, SAGA и др.

Имеющаяся приборная база для проведения топографо-геодезических работ включает: двухчастотную геодезическую спутниковую аппаратуру Trimble 5700, электронные тахеометры Topcon, нивелиры, рейки, штативы, отражатели (кафедра гидрологии).

Для гидрологических и метеорологических работ имеются гидрометрические вертушки, автоматические уровнемеры, гидрометрические штанги и прочее (кафедра гидрологии); автоматические метеостанции географической станции Актру.

Комфортное проживание во время экспедиции предусматривается на географической станции Актру (жилые домики, солнечные батареи, бензогенератор, портативные радиостанции, кухня, посуда и прочее).

Для успешной реализации проекта требуется:

- организация экспедиционных полевых работ в составе 5 человек (10 дней);

- оплата труда руководителя и исполнителей проекта;

- покупка инвентаря для геодезических работ и дополнительного экспедиционного оборудования;

- услуги одного из ЦКП ТГУ по совместному использованию беспилотных летательных аппаратов.

  • Предполагаемые статьи расходов

- экспедиционные расходы (проезд, проживание, суточные) группы в составе 5 человек (10 дней) - 50 000 рублей;

- оплата труда руководителя и исполнителей проекта (с учётом страховых начислений 30,2 %) - 150 000 рублей;
- покупка инвентаря для геодезических работ и дополнительного экспедиционного оборудования – 40 000 рублей.

- услуги одного из ЦКП ТГУ по совместному использованию беспилотных летательных аппаратов - 60 000 рублей.

  • Любая другая информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы

В настоящее время проблемы, связанные с глобальным изменением климата, становятся все более актуальными и выходят за рамки отдельных государств, приобретая общемировой характер. Интерактивный портал (сайт) геоинформационной системы станет площадкой для межкафедрального и межфакультетского взаимодействия, и, даже, международного сотрудничества. Позволит аккумулировать пространственную и статистическую информацию для исследований в области физической географии, метеорологии, гидрологии, ландшафтоведения, биологии (динамика и функционирование природных экосистем, биогеохимические процессы).

Разработка и наполнение ГИС привлечет дополнительное внимание международного научного сообщества исследователей, занимающихся изучением глобальных изменений климата.

  • Информация об авторе проекта (место работы или обучения)

Ерофеев Александр Анатольевич, доцент кафедры географии Томского государственного университета

Подробнее
  • 26.03.2017
  • 1
  • 0
  • 1030
  • 1. Актуальность проекта

Популяризация науки и вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность является одним из приоритетных направлений в Концепции развития ТГУ. Как известно, многие студенты биологических специальностей на младших курсах не имеют достаточно компетенций и собственных наработок для презентации их перед научным сообществом. Сначала студенты боятся, а затем теряют интерес к участию в научных мероприятиях, что находит свое отражение в низких показателях успеваемости и исследовательской активности. Соответственно, необходимо поддерживать интерес студентов к научно-исследовательской деятельности путем реализации интеллектуальных мероприятий. Считаем, что успешной моделью таких мероприятий являются биологические турниры. Биологический турнир – это командная игра, важной задачей которой является привлечение студентов к решению реально существующих проблем, имеющих практическое значение. Основная форма проведения игр – биологический бой, во время которого каждая команда поочередно примеряет одну из трех ролей: докладчик, оппонент и рецензент. Выступления команд оценивается Жюри.

Самые подготовленные команды ежегодно съезжаются на Всероссийские биотурниры. Участвуя в них, студенты обретают перспективные знакомства с представителями научного сообщества России. Студенчество европейской части страны уже давно участвует и реализует биотурниры. В ведущих вузах страны биотурниры являются неотъемлемой частью жизни студентов естественно-научного профиля. Команды ежегодно представляют свой вуз на биотурнирах разных уровней, что способствует повышению статуса университета. К сожалению, делегации от ТГУ являются очень редкими гостями этих мероприятий. На данный момент в ТГУ подготовка команд ведется не организованно с чем, вероятнее всего, и связано отсутствие успеха студенческих команд.

2. Идея проекта

С 1 апреля 2017 года Клуб биологических турниров «Синтез» начинает свою деятельность. Основными целями деятельности Клуба являются:

1. Вовлечение студентов естественнонаучного профиля, обучающихся в ТГУ, в исследовательскую деятельность.

2. Создание площадки взаимодействия студенчества и научного сообщества г. Томска, направленной на популяризацию интеллектуального досуга среди молодёжи.

3. Расширение межвузовских контактов и позиционирование Томского государственного университета как одного из ведущих классических исследовательских университетов.

Идея проекта заключается в формировании делегации от ТГУ для участия во Всероссийском биотурнире г. Пущино (Подмосковье), состоящей из участников Клуба биотурниров «Синтез»

Основными задачами поездки являются выступление двух команд ТГУ во Всероссийском биотурнире, расширение межвузовских контактов, обмен опытом между членами Клуба «Синтез» и организаторами турнира, а также позиционирование ТГУ как одного из ведущих классических исследовательских универститетов России.

3. Предполагаемые результаты

Количественные результаты

кол-во

Качественные результаты

Количество членов команд-участников Всероссийского биотурнира г. Пущино, чел.

12

Студенты получат возможность отстоять честь ТГУ на соревновании Всероссийского уровня.

Место в рейтинге участников биотурнира г. Пущино, позиция

1-5

Оценка работы Клуба по результатам выступления команд.

Количество контактов с представителями вузов европейской части России, шт.

10

Расширение межвузовских контактов, с возможностью реализации совместных проектов.

Количество информационных поводов (статей, видео-сюжетов) в СМИ, шт.

10

Информирование общественности об успехах студентов ТГУ, привлечение абитуриентов на БИ ТГУ.

4. Этапы реализации

№ этапа

План выполняемых работ

Сроки выполнения

1.

Индивидуальная работа с командами-финалистами

май-август 2017

2.

Формирование делегации, бронирование билетов

август 2017

3.

Выступление 2-х команд ТГУ на Всероссийском биотурнире г. Пущино (Подмосковье)

сентябрь-октябрь 2017

4.

Отчет о выполнении проекта

октябрь 2017

5. Заинтересованные стороны

  • Биологический институт ТГУ.
  • Организаторы Всероссийского биотурнира г. Пущино.
  • Управление нового набора ТГУ.

6. Партнеры в реализации проекта

  • Управление по молодежной политике ТГУ.
  • Коммерческие партнеры.
  • Профсоюзная организация ТГУ.
  • Научно-исследовательский институты: Кардиологии, Фармакологии и регенеративной медицины, Онкологии, Мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, Медицинской генетики, Психического здоровья СО РАМН, Биологии и биофизики.
  • Томские университеты и их подразделения: Сибирский ботанический сад, Палеонтологический музей имени В.А. Хахлова ТГУ, Гербарий им. П.Н. Крылова ТГУ, Зоологический музей ТГУ, Музей судебно-медицинской экспертизы СибГМУ, Анатомический музей СибГМУ.

7. Ресурсы для реализации

Для успешной реализации проекта имеются: необходимое оборудование и методические наработки, поддержка преподавательского состава Биологического института ТГУ. Предполагаемые участники делегации готовы самостоятельно оплатить проживание и питание в поездке.

Для успешной реализации проекта необходимо финансирование поездки делегации от ТГУ в количестве 12 человек на Всероссийский биотурнир г. Пущино (Подмосковье).

8. Предполагаемые статьи расходов

Позиция

Цена за 1 ед., руб

Кол-во

Сумма, руб

1.

Авиаперелет Томск-Москва, Москва-Томск

13 000

12

156 000

Итого

156 000

9. Об авторе проекта

Зарубеева Лидия Павловна, студент 2 курса Биологического института ТГУ. Руководитель проекта. Участвовала в осенней Школе активного действия 2015 года. Реализовала свой проект «Геополитика» и выиграла первое место в номинации «Патриотизм». В 2014 принимала участие в «Турнире юных биологов» в составе команды «Вита», которая заняла второе место по Новосибирской области.

Соколенко Владислава Владимировна, магистрант первого года Биологического института ТГУ. Куратор проекта. Председатель профбюро БИ.

Подробнее
  • 25.03.2017
  • 3
  • 0
  • 1478

ПРЕАМБУЛА. Томский государственный университет занял четвертое место в рейтинге Роспатента по показателю подачи электронных заявок на изобретения и полезные модели в 2016 году. (Новости ТГУ. 27 февраля 2017 года.)...

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из показателей успешной научно-исследовательской деятельности ученого, или организации, являются результаты интеллектуальной деятельности – патенты на изобретения и полезные модели. Многим молодым ученым эти термины – «полезная модель», «изобретение» незнакомы, а идея запатентовать собственный результат кажется чем-то недостижимым... Студенты, аспиранты, и сотрудники зачастую не представляют алгоритм патентного поиска, не знают, как оформляется и готовится пакет заявочной документации на результат интеллектуальной деятельности. В учебном процессе данным вопросам не уделяется должного внимания! А ведь новые и интересные идеи есть у каждого!

2. ИДЕЯ

Осенняя школа Биологического института «Мой первый патент» - это пилотный проект, направленный на формирование у молодых исследователей и сотрудников «патентного» мышления, обучение основам патентного поиска и подготовки пакета заявочной документации.

Для кого? Пилотный проект предназначен для студентов, аспирантов и сотрудников Биологического института ТГУ (предполагается группа 25 человек).

Основные задачи:

  • Обучение теоретическим основам интеллектуальной собственности.
  • Вовлечение в научно-исследовательскую работу.
  • Обучение практическим навыкам подготовки патентных заявок в РФ.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ

Мероприятие

Мера измерения

Кол-во

1

Участники проекта (обучающиеся)

чел.

25

2

Проведение пилотного курса и консультаций для участников проекта

час

108

3

Заявки на интеллектуальную собственность, поданные участниками проекта

шт.

4-5

4

Информационные поводы, посвященные проекту, в СМИ

шт.

5

Критерий успешности проекта (на 25 участников) – количество подготовленных участниками проекта патентных заявок до конца 2017 года:

  • более 5 подготовленных заявок – проект реализован эффективно, необходимо масштабирование проекта в структурных подразделениях ТГУ;
  • менее 2 подготовленных заявок – требуется корректировка алгоритма отбора участников.

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Содержание

дата

Отбор участников проекта (анкетирование, собеседование), заключение договоров с экспертами

01.07-15.09.2017

Лекционные занятия, практические занятия, подготовка и подача заявок на интеллектуальную собственность (консультации с экспертами, корректировка заявок), разработка маркетинговых планов, защиты проектов

15.09-30.11.2017

Подготовка отчета реализации проекта

декабрь 2017

5. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

  • Студенты, аспиранты, сотрудники (получение новых компетенций);
  • Томский государственный университет (увеличение показателя «патентной» активности).

6. ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

  • Биологический институт ТГУ,
  • Отдел интеллектуальной собственности ТГУ.
  • Освещение проекта - Управление информационной политики ТГУ.

7. РЕСУРСЫ

Команда преподавателей, менеджеров, экспертов отдела интеллектуальной собственности ТГУ.

8. РАСХОДЫ

СМЕТА
№ п/п Наименование статей
1 Затраты на заработную плату непосредственных исполнителей - 115 200,00 руб.
1.1 Руководитель проекта (4 мес. * 4000 руб.) = 16 000
1.2 Менеджер проекта (4 мес. * 4000 руб.) = 16 000
1.3 Лекционные и практические занятия (108 час * 400 руб./час) = 43 200
1.4 Корректировка заявок и подготовка к подаче заявок в Роспатент экспертами отдела интеллектуальной собственности ТГУ
(10 заявок * 10 часов * 400 руб./час) = 40 000
2 Отчисления на социальные нужды (30,2%) - 34 790,40
ИТОГО - 149 990,40



9. АВТОРЫ ПРОЕКТА

Воробьев Данил Сергеевич (руководитель и идеолог проекта), д.б.н., директор Биологического института ТГУ.

Спивакова Лариса Николаевна (со-руководитель проекта), к.х.н., Начальник отдела интеллектуальной собственности ТГУ.

Соколенко Владислава Владимировна (менеджер проекта), магистрант первого года БИ ТГУ, председатель профсоюзной организации студентов Биологического института ТГУ.

Подробнее
  • 15.01.2017
  • 0
  • 0
  • 918

Менеджер проекта: Полежаева Татьяна Владимировна, директор Центра содействия публикационной активности и по работе с ведущими учеными

Команда проекта:

Васильев Артем Викторович

Актуальность

Сегодня публикационная активность исследователей является важнейшим показателем результативности научной деятельности университета. Ее эффективность, отражающаяся в таких показателях как количество публикаций, их цитируемость, достигается, по сути, через комплекс самостоятельных мер, складывающихся из повседневно решаемых исследователем вопросов (как выбрать журнал для публикации, с кем и как налаживать сотрудничество, как «продвигать» результаты своего исследования и т.п.) и в конечном итоге формирующих бренд ученого и его публикационное поведение.

Тот факт, что от выбранной стратегии поведения зависят не только собственные наукометрические показатели исследователя, но и место Университета в мировых рейтингах, определяет актуальность вопросов изучения эффективных научных коммуникаций, в т.ч. публикационного поведения.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта)

Будет произведен анализ эффективных способов продвижения результатов научной деятельности и разработаны рекомендации для исследователей ТГУ на их основе. Результаты анализа будут изложены в виде буклета с рекомендациями и распространены среди лабораторий и на факультетов НИ ТГУ.


Предполагаемые результаты реализации проекта и индикаторы достижения

Наименование КПЭ Проекта

Ед. изм.

Целевое значение КПЭ

Изготовление буклета с рекомендациями

Кол-во экз.

1 электронный буклет

Просмотры электронной версии буклета

Кол-во

За первые два месяца после размещения – не менее 200 уникальных просмотров

Временные рамки реализации проекта

- Анализ литературы и информационных ресурсов о существующих исследовательских сервисах;

- структурирование информации c точки зрения потребностей ученых ТГУ;

- систематизация информации об услугах для исследователей подразделений ТГУ.

01.12.2015

01.10.2016

Разработка дизайна, оригинал-макетов буклетов и брошюры

01.10.2016

30.11.2016

Реклама и распространение буклета в лабораториях и на факультетах НИ ТГУ

01.12.2016

31.12.2016

Подробнее
  • 15.01.2017
  • 0
  • 0
  • 935

Менеджер проекта: Другова Елена Анатольевна, старший преподаватель, каф. управления образованием, ФП


Актуальность

Международный академический рекрутинг является важной областью привлечения и удержания талантов в современных университетах, а также перспективной областью развития российских университетов, повышающей их глобальную конкурентоспособность. Однако число международных специалистов в российских университетах по сравнению с общемировой практикой университетов развитых стран пока еще очень мало, опыт выхода на международный рынок труда академических сотрудников начал осмысляться и систематизироваться не так давно. При этом каждому российскому университету, ориентированному на развитие международного академического рекрутинга, приходится учитывать как имеющийся мировой и российский опыт, так и свою локальную специфику в построении собственной модели. Данный аналитический отчет внесет свой вклад в процессы осмысления итанализа текущего состояния и перспектив развития международного академического рекрутинга в России.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта)

Будет подготовлен аналитический отчет. включающий результаты информационного обзора вызовов и трендов внешней среды, стимулирующих развитие академической мобильности в целом, специфики международного академического рекрутинга в России, а также рассмотрены кейсы, кратко описывающие опыт трех ведущих российских университетов (НИ ТГУ, НИУ ВШЭ, Университета ИТМО) по организации международного академического рекрутинга, применяемых подходах, механизмах и инструментах. Будут сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию международного рекрутинга в НИ ТГУ в соответствии как с имеющимся мировым и российским опытом, так и с локальной спецификой в построении собственной модели.

Предполагаемые результаты реализации проекта и индикаторы достижения

Подготовлен аналитический отчет. На основании проделанной аналитической работы сформирован ряд рекомендаций по краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному развитию международного академического рекрутинга в Национальном исследовательском Томском государственном университете.

Временные рамки реализации проекта

01.12.2015 - 29.02.2016

Подробнее

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.