Для Управления инновациями в сфере науки, техники и технологий ТГУ

Все230 Для Института инноваций в образовании ТГУ3 Для Научного управления ТГУ2 Для Отдела практик и трудоустройства ТГУ1 Для Психологической службы ТГУ1 Для Управления инновациями в сфере науки, техники и технологий ТГУ4 Для Управления информатизации ТГУ2 Для Управления информационной политики ТГУ5 Для Управления международных связей ТГУ5 Для Управления нового набора ТГУ9 Для Управления развития персонала ТГУ1 Для Управления социальной и молодежной политики ТГУ7 Для Учебного управления ТГУ5 Для Хозяйственного управления ТГУ9 Для Центра «Открытый университет» ТГУ и Центра развития качества образования ТГУ6 Для Центра координации работы с выпускниками ТГУ2 Для Экскурсионно-просветительского Центра музеев ТГУ4 Интернационализация8 Инфраструктура, среда, кампус22 Образование22 От внешних организаций6 От выпускников3 От сотрудников25 От студентов15 От школьников1 Позиционирование во внешней среде 30 Привлечение талантливых абитуриентов22 Сервисы поддержки научной и инновационной деятельности10
  • 02.04.2017
  • 5
  • 0
  • 424

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

Современное образование предполагает создание инструментов и механизмов для участия студентов и ученых в реальных проектах, которые востребованы бизнесом и рынком. Такой подход с одной стороны формирует представление о прикладных возможностях науки и образования, а с другой стороны формирует правильный вектор для научных работ задаваемый конечным потребителем. Среда Томского Государственного Университета наполнена идеями, материально-техническими ресурсами и самое главное человеческим капиталом. Основной задачей этого проекта является соединить все эти ресурсы и сформировать точку спроса и точку роста реальных технологий и услуг, и, как следствие, поток микропроектов в сфере нейромаркетинга на базе Университета.

Данный подход отвечает всем требованием современного образования и будет способствовать повышению конкурентоспособности среди университетов и выполнению целевых показателей в том числе и по привлечению внебюджетного финансирования. Проекты, сформированные совместно с бизнесом, могут стать новыми направлениями в исследованиях и сгенерировать технологии, программы или патенты.

Краткая характеристика предполагаемых изменений.

На данном этапе развития нейронауки существует ряд приемов и технологий, которые уже сейчас применяются в прикладных исследованиях, проектах и услугах. Они задействованы для создания рекламы, интерфейсов, образовательного контента, а также видеоигр и фильмов. Все эти рынки в высшей степени высоко конкуренты, динамичны и открыты к внедрению современных подходов и методов, которые могли бы выделить их среди конкурентов. Главной задачей со стороны науки — это предложить подходящие инструменты и услуги для внедрения. Именно для этого предлагается создать на базе НИ ТГУ организацию, которая в долгосрочной перспективе будет способна генерировать новые проекты в этом направлении. Данную структуру предлагается зарегистрировать в виде некоммерческой организации, чтобы закрепить главную задачу проекта: саморазвитие. Такая структура зафиксирует необходимость направления всех полученных доходов на развитие проекта и его устойчивость. Главной статьей затрат будет являться ФОТ ключевых сотрудников и инвестирование в современное оборудование при достаточном уровне доходов организации. По такому принципу работают крупнейшие кластерные проекты в области микроэлектроники, биотехнологий и других направлениях.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Стратегией развития центра будет движение от простейших услуг, проектов и технологий известных и активно применяемых сейчас до создания собственных и инновационных. Ключевыми показателями на первом этапе будет являться количество заказов, полученных центром, а также количество вовлеченных студентов и сотрудников в работу. Примером услуг, которые сможет оказывать Центр в самом начале своей работы является анализ и рекомендации по улучшению рекламного аудио, видео и печатного контента, анализ эффективности интерфейсов, управления и обучения программами. Оценка качества предоставления материалов в сети интернет (вебсайты, реклама) и другое.

На втором этапе, при устойчивом развитии проекта, основным критерием должны стать статьи, технологии и проекты, созданные на базе центра.

Предполагаемые временные рамки реализации.

Этапы:

А. Подготовительный этап. Формирование предложений для рынка, создание внутренней структуры работы и команды центра – 3 месяца

Б. Запуск проекта, поиск заказов и формирование контактов. Привлечение первых студентов для выполнения пилотных проектов – 3-6 месяц

В. Выполнение первых работ и выход на самоокупаемость Центра. Системная работа по привлечению студентов в проекты Центра – 6-12 месяц

Г. Накопление знаний и создание долгосрочной устойчивой стратегии развития Центра с учетом реального опыта работы внутри индустрии. Запуск первых внутренних проектов, публикации первых статей - 12-24 месяц

Д. Продвижение проекта как центра компетенций и технологий. – со 2го года и далее.

Предполагаемые заинтересованные стороны.

Главным бенефициаром данного проекта должен стать Университет, в рамках которого будет создаваться данный Центр. Итогом работы Центра должно стать повышение качества образования для студентов и создания площадки для реализации прикладных междисциплинарных проектов. Внешними заинтересованными сторонами являются заказчики: рекламные компании, разработчики фильмов, графики, игр и программ, которым будут оказываться услуги на коммерческой основе. С рядом томских потенциальных потребителей проведены переговоры, в рамках которых представители бизнеса высказали предварительную заинтересованность в потенциальных услугах Центра.

Партнеры в реализации

Ключевым партнером проекта является Международный центр исследований развития человека способный предоставить доступ к оборудованию, которое необходимо для запуска проекта: айтрекинг, электроэнцефалограф и другие. Также сотрудники и студенты международного центра являются ключевыми лицами для реализации проекта.

Вторым партнером, обладающим компетенциями в организации и работе наукоемких проектов, является консалтинговая компания «Про Экт», сотрудники которого имеют многолетний практический опыт работы в сфере создания инновационной среды города Томска.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.

На первом этапе проекта вся необходимая материально-техническая база имеется в наличии в Международном центре исследований развития человека. Основной идеей проекта как раз и является использование существующих ресурсов внутри подразделений Университета для создания новой точки роста. Ключевой задачей станет создание команды и внутренних механизмов для выполнения целей проекта. На данном этапе команда сформирована на 2/3 и представляет из себя специалистов, обладающих навыками работы с требуемыми технологиями, создания наукоемких проектов, коммерциализации, запуска и управления коммерчески успешных проектов и специалистов в области нейронауки.

Для успешности проекта после его согласования будет необходимо найти специалистов и консультантов, имеющих реальный опыт работы в сфере ключевых заказчиков (реклама, производство контента и интерфейсов).

Предполагаемые статьи расходов.

Основной статьей для запуска проекта является ФОТ ключевых специалистов, которые будут организовывать и координировать работу внутри Центра, со студентами и с заказчиками. Нужно понимать, что первый год участники проекта согласны на получение условных и крайне небольших выплат за свою работу, что может измениться в случае успешного развития проекта. Данная политика согласована с командой и является дополнительным стимулирующим и мотивирующим драйвером.

Предполагаемая инвестиционная яма и срок до получения первой выручки составляет 6 месяцев.

Затраты по статьям первые 6 месяцев:

- затраты на регистрацию: 20 000

- ФОТ: 210 000

- создание сайта: 30 000

- рекламный бюджет: 30 000

- прочие мелкие расходы: 10 000

Информация об авторе проекта.

Валентин Касицкий, студент-магистр НИ ТГУ по направлению «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология», в 2010 году окончил ЭФ ТГУ по специальности «Менеджмент организации», соучредитель консалтинговой компании «Про Экт», директор сети кофеен «Эндорфин».

Предыдущий опыт работы: Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (2009 год), Томский наноцентр РОСНАНО «СИГМА.инновации» (2010-2012 год).

В студенчестве трехкратный победитель всероссийских соревнований социальных проектов в составе команды SIFE ТГУ (ныне Enactus).

Подробнее
  • 31.03.2017
  • 4
  • 0
  • 298

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

Круглогодичное выращивание различных овощных сельскохозяйственных культур в условиях закрытого грунта является очень важным направлением в нашей агроклиматической зоне. Одним из наиболее распространенных способов является светокультура (дополнительное освещение растений излучением определенного спектра). Агрономы, специализирующиеся на данном направлении являются крайне востребованным и высокооплачиваемыми специалистами. Освоение на практических занятиях в ходе учебного процесса различных аспектов овощеводства закрытого грунта серьезно повысит конкурентоспособность выпускников кафедры сельскохозяйственной биологии БИ НИ ТГУ.

Биологическому институту проект позволит получить дополнительную базу практик, научно-производственную лабораторию для реализации студенческих инновационных проектов в виде проведения экспериментов, пригодную для проведения практических занятий.

Проект направлен на развитие университетской среды, совершенствование качества образования, созданию новых образовательных технологий.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).

В настоящее время реализуется инициативный проект студентов биологического института НИ ТГУ – использование заброшенного помещения резервного теплоузла (пр. Ленина, 36, стр.49) в качестве предполагаемой экспериментальной лаборатории для выращивания культурных растений в условиях искусственного освещения (Фото 1). В здании (железобетонная коробка) проходят трубы теплосети большого диаметра (Фото 2), горячие в любое время года, за исключением времени ремонтных работ в июле. Круглый год в помещении, при минимальных затратах на утепление, поддерживается положительная температура воздуха. Здесь имеется возможность круглогодичного выращивания культурных растений на основе экономии безвозвратно теряемых ресурсов.

Силами инженерно-технических служб университета было проведено утепление помещения (ликвидированы дыры в стенах и углах), отремонтирована крыша и железные двери. Студенты сконструировали стеллажи для растений из списанной мебели, при финансовой поддержке Биологического института приобрели специальное осветительное оборудование для досветки растений. В настоящее время проводятся эксперименты по выращиванию культурных растений в условиях полностью искусственного освещения (Фото 3, Фото 4). Отрабатывается технология получения максимального урожая пряно-ароматичных растений.

К сожалению, здание теплоузла несколько лет стояло бесхозным, открытым. Поэтому помещение требует ремонта: выровнять бетонный пол, покрасить закопченные стены, оборудовать (утеплить, покрасить) входные группы. Предполагается поменять самодельные стеллажи, сделанные из списанной мебели, на более удобные в эксплуатации, закупить дополнительное осветительное оборудование и обустроить электрику внутри здания.

Планируется увеличить площадь выращивания растений с 12 кв.м. до 50 кв.м. Это в свою очередь потребует дополнительных емкостей воды для полива растений, оборудования для транспортировки воды. Предполагается оборудовать «чистую зону», где можно будет переодеться, оставить чистую одежду и обувь, поставить рабочие столы.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Будет организована студенческая экспериментальная лаборатория по выращиванию пряно-ароматичных растений с полностью искусственным освещением. Будет оборудовано 2-3 рабочих места с возможностью проведения экспериментов.

Студенты получат возможность приобретения дополнительных инновационных навыков и компетенций.

Биологический институт получит дополнительную базу студенческих производственных практик на территории университетского кампуса!

Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).

В случае выделения средств, все предполагаемые работы можно провести в течение 2017 года.

В осенне-зимний период 2017-2018 гг. в лаборатории уже будут отрабатываться технологии выращивания культурных растений.

Предполагаемые заинтересованные стороны.

Студенты БИ НИ ТГУ – в приобретении соответствующих компетенций.

Биологический институт – в расширении направлений подготовки специалистов, в привлечении внешних партнеров к своей деятельности.

Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры).

Проект поддерживается руководством кафедры сельского хозяйства Биологического института и руководством БИ НИ ТГУ.

Предполагаемые статьи расходов.


Статья расходов.

Сумма (р.)


Ремонт помещения.



Бетон для выравнивания пола. 10 куб.м. х 1000р./куб.м.

10 000


Краска водоэмульсионная для окраски стен. 200кв.м. х 200г. = 40 кг. 40 х 150р/кг. = 6000р.

6 000


Эмаль для окраски входных групп (двери, косяки, фрамуги). 15 кв.м. х 300г. = 4.5кг

2 000


Стремянки 5м. 2 шт.

10 000


Оборудование лаборатории



Емкости для полива (еврокуб), 3 шт. х 6500р.

19 500


Натриевые галогенные и светодиодные светильники для досветки растений. На 1 кв.м. – 2500р. 2500р. х 30кв.м. = 75000р.

50 000


Инструменты садовые и строительные.

2000


Лабораторно-измерительное оборудование



pH-метр

5000


ТДС-метр

5000


Весы лабораторные

3500


Комплект лабораторной посуды

3000


Поливочное оборудование.

Шланг для полива (распределение воды по столам) 50м х 60р./м. = 3000р.

Фурнитура (тройники, краны, переходники) 1000р.

Шланг для доставки воды от пруда до помещения лаборатории 75м х 80р/м = 6000р.

Насос поверхностный Джамбо 35/60 7000р.

17 000


Обустройство чистой зоны.



Белые халаты,

2000


Заработная плата (за работы по ремонту помещения и подготовке оборудования для посадок, досветки и полива)

161 448


Руководитель проекта.

Руководство проектом, контроль за соблюдением плана посадок, за соблюдением технологий.

ФОТ руководителя проекта: 5000р/мес х 1,302 х 7мес. = 52080р.

Инженер проекта.

Планирование ремонта и отделки помещения. Проектирование и монтаж осветительного оборудования, оборудования для полива.

ФОТ инженера проекта: 4000р/мес х 1302 х 7мес. = 36456р.

Студенты – авторы проекта.

Проведение ремонта помещения. Монтаж стеллажей для посадок, осветительного оборудования, оборудования для полива.

ФОТ: 4000р/мес х 1302 х 7мес. х 2 = 72912р.

ФОТ всего: 161448р.



ИТОГО

296 448

Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.

Рассматривается перспектива частичной продажи выращенных урожаев пряно-ароматических растений. Самая большая проблема у продавцов на рынке зелени – неритмичные поставки. В зимнее время продается зелень от производителей из соседних областей. Если удастся организовать круглогодичную ритмичную поставку пряностей, будет организован рынок сбыта, который принесет средства на дальнейшее развитие лаборатории.

Уже имеется предварительная договоренность с рядом кафе и ресторанов о возможности регулярных поставок пряно-ароматичных растений по принципу «from the farmer gate – to restorant plate».

Таким образом, есть перспектива вывести проект на самоокупаемость.

Информация об авторе проекта (место работы или обучения).

Авторы проекта- студенты Биологического института НИ ТГУ Вячеслав Бутиков и Егор Николаев, руководитель проекта – зав. кафедрой сельскохозяйственной биологии, д.б.н., профессор Андрей Сергеевич Бабенко. Инженер проекта – Л.Н. Мухин. К реализации проекта будут привлечены другие студенты и преподаватели Биологического института НИ ТГУ.

Подробнее
  • 31.03.2017
  • 3
  • 0
  • 206

Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

В настоящее время ТГУ активно участвует в создании инновационной среды в г. Томске и формировании инновационной экосистемы. Одним из ее элементов являются создаваемые Вузами Малые инновационные предприятия (МИП). Создание и функционирование таких предприятий призвано создать основу для повышения инновационной активности ученых, способствовать коммерциализации научных разработок. К настоящему моменту созданные МИП находятся на разных этапах развития, но сталкиваются зачастую с однотипными вызовами (сложностями). По мере их роста возникают все новые задачи, которые необходимо решать с учетом постоянно меняющегося законодательства. Так, появились случаи отклонения заявок МИПов (в т.ч. созданных с участием ТГУ) в федеральных конкурсах по причинам, связанным с неурегулированностью отношений МИПа и вуза. В связи с этим для Университета и МИПов актуальна задача создания прозрачного и понятного механизма взаимодействия, закрепления его в документах, соответствующих действующему законодательству. Разработка модели и закрепление такого механизма будут способствовать росту инновационной активности сотрудников Университета, повышению эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)

Основная идея заключается в исследовании лучших практик организации взаимодействия Вузов с МИПами с целью разработки типовых регламентов взаимодействия, что будет способствовать повышению эффективности работы МИПов, росту их числа, успешному участию их в конкурсах на получение финансирования из различных источников. Реализация проекта позволит привлечь большее число студентов и сотрудников Университета к коммерциализации разработок, участию в инновационной деятельности. Также позволит повысить эффективность деятельности ТГУ по управлению интеллектуальной собственностью.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Результатом будет аналитический отчет, в котором на основе изучения лучших существующих практик будет представлена модель эффективной организации взаимодействия Университета и МИПа, учитывающая предусмотренные действующим законодательством возможности, а также рекомендации по созданию типовых документов, опосредующих взаимодействие Университета и МИПов (Регламент взаимодействия, локальные акты).

Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы)

Общий срок реализации проекта (6 мес.)

Этапы :

1) Исследование текущей ситуации, выявление типичных рисков и проблем, возникающих в сфере взаимодействия Университета и МИПа. (1 мес).

2) Изучение существующих практик организации и регулирования взаимодействия ВУЗов и МИПов и разработка модели эффективного взаимодействия (2 мес.).

3) Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики по вопросам организации и деятельности МИПов, взаимодействия с целью разработки типовых регламентов взаимодействия (2 мес.).

4) Составление итогового аналитического отчета (1 мес.).

Предполагаемые заинтересованные стороны

Заинтересованные стороны: ТГУ, малые инновационные предприятия, Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», сотрудники университета, студенты.

Предполагаемые партнеры в реализации

Предполагаемые партнеры в реализации: Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», МИПы.

Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов

В наличии имеется помещение для работы, необходимая оргтехника. Необходимые ресурсы: 298 890 руб. (средства на оплату труда членов команды проекта, консультантов).

Предполагаемые статьи расходов:

1. Вознаграждение руководителя проекта и членов команды проекта (3 чел.). 253 890 руб., в т.ч.:

1.1 Руководитель проекта (1 чел.х8500 руб./мес.х6 мес.) 51 000 руб.

1.2 Члены команды (3 чел.х8000 руб./мес.х6 мес.) 144 000 руб.

1.3 Начисления на заработную плату (30,2%) 58 890 руб.

2. Оплата услуг консультантов 30 000 (в т.ч. необходимые налоговые отчисления)

3. Расходы на проведение опросов 15000 (в т.ч. необходимые налоговые отчисления)

ИТОГО 298 890 руб.

Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.

Реализация инициативы позволит в дальнейшем создать методический центр поддержки МИПов, услуги по разработке соответствующих документов могут быть востребованы другими ВУЗами и МИПами.

Информация об авторе проекта (место работы или обучения).

Мельникова Валентина Григорьевна, к.ю.н., доцент ЮИ ТГУ

Подробнее
  • 25.03.2017
  • 3
  • 0
  • 348

ПРЕАМБУЛА. Томский государственный университет занял четвертое место в рейтинге Роспатента по показателю подачи электронных заявок на изобретения и полезные модели в 2016 году. (Новости ТГУ. 27 февраля 2017 года.)...

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из показателей успешной научно-исследовательской деятельности ученого, или организации, являются результаты интеллектуальной деятельности – патенты на изобретения и полезные модели. Многим молодым ученым эти термины – «полезная модель», «изобретение» незнакомы, а идея запатентовать собственный результат кажется чем-то недостижимым... Студенты, аспиранты, и сотрудники зачастую не представляют алгоритм патентного поиска, не знают, как оформляется и готовится пакет заявочной документации на результат интеллектуальной деятельности. В учебном процессе данным вопросам не уделяется должного внимания! А ведь новые и интересные идеи есть у каждого!

2. ИДЕЯ

Осенняя школа Биологического института «Мой первый патент» - это пилотный проект, направленный на формирование у молодых исследователей и сотрудников «патентного» мышления, обучение основам патентного поиска и подготовки пакета заявочной документации.

Для кого? Пилотный проект предназначен для студентов, аспирантов и сотрудников Биологического института ТГУ (предполагается группа 25 человек).

Основные задачи:

  • Обучение теоретическим основам интеллектуальной собственности.
  • Вовлечение в научно-исследовательскую работу.
  • Обучение практическим навыкам подготовки патентных заявок в РФ.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ

Мероприятие

Мера измерения

Кол-во

1

Участники проекта (обучающиеся)

чел.

25

2

Проведение пилотного курса и консультаций для участников проекта

час

108

3

Заявки на интеллектуальную собственность, поданные участниками проекта

шт.

4-5

4

Информационные поводы, посвященные проекту, в СМИ

шт.

5

Критерий успешности проекта (на 25 участников) – количество подготовленных участниками проекта патентных заявок до конца 2017 года:

  • более 5 подготовленных заявок – проект реализован эффективно, необходимо масштабирование проекта в структурных подразделениях ТГУ;
  • менее 2 подготовленных заявок – требуется корректировка алгоритма отбора участников.

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Содержание

дата

Отбор участников проекта (анкетирование, собеседование), заключение договоров с экспертами

01.07-15.09.2017

Лекционные занятия, практические занятия, подготовка и подача заявок на интеллектуальную собственность (консультации с экспертами, корректировка заявок), разработка маркетинговых планов, защиты проектов

15.09-30.11.2017

Подготовка отчета реализации проекта

декабрь 2017

5. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

  • Студенты, аспиранты, сотрудники (получение новых компетенций);
  • Томский государственный университет (увеличение показателя «патентной» активности).

6. ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

  • Биологический институт ТГУ,
  • Отдел интеллектуальной собственности ТГУ.
  • Освещение проекта - Управление информационной политики ТГУ.

7. РЕСУРСЫ

Команда преподавателей, менеджеров, экспертов отдела интеллектуальной собственности ТГУ.

8. РАСХОДЫ

СМЕТА
№ п/п Наименование статей
1 Затраты на заработную плату непосредственных исполнителей - 115 200,00 руб.
1.1 Руководитель проекта (4 мес. * 4000 руб.) = 16 000
1.2 Менеджер проекта (4 мес. * 4000 руб.) = 16 000
1.3 Лекционные и практические занятия (108 час * 400 руб./час) = 43 200
1.4 Корректировка заявок и подготовка к подаче заявок в Роспатент экспертами отдела интеллектуальной собственности ТГУ
(10 заявок * 10 часов * 400 руб./час) = 40 000
2 Отчисления на социальные нужды (30,2%) - 34 790,40
ИТОГО - 149 990,40



9. АВТОРЫ ПРОЕКТА

Воробьев Данил Сергеевич (руководитель и идеолог проекта), д.б.н., директор Биологического института ТГУ.

Спивакова Лариса Николаевна (со-руководитель проекта), к.х.н., Начальник отдела интеллектуальной собственности ТГУ.

Соколенко Владислава Владимировна (менеджер проекта), магистрант первого года БИ ТГУ, председатель профсоюзной организации студентов Биологического института ТГУ.

Подробнее

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.