Для Экскурсионно-просветительского Центра музеев ТГУ

Все230 Для Института инноваций в образовании ТГУ3 Для Научного управления ТГУ2 Для Отдела практик и трудоустройства ТГУ1 Для Психологической службы ТГУ1 Для Управления инновациями в сфере науки, техники и технологий ТГУ4 Для Управления информатизации ТГУ2 Для Управления информационной политики ТГУ5 Для Управления международных связей ТГУ5 Для Управления нового набора ТГУ9 Для Управления развития персонала ТГУ1 Для Управления социальной и молодежной политики ТГУ7 Для Учебного управления ТГУ5 Для Хозяйственного управления ТГУ9 Для Центра «Открытый университет» ТГУ и Центра развития качества образования ТГУ6 Для Центра координации работы с выпускниками ТГУ2 Для Экскурсионно-просветительского Центра музеев ТГУ4 Интернационализация8 Инфраструктура, среда, кампус22 Образование22 От внешних организаций6 От выпускников3 От сотрудников25 От студентов15 От школьников1 Позиционирование во внешней среде 30 Привлечение талантливых абитуриентов22 Сервисы поддержки научной и инновационной деятельности10
  • 10.04.2017
  • 5
  • 1
  • 481

Томский госуниверситет не просто имеет богатую историю - он играет одну из важнейших ролей в развитии Томска и всего Сибирского региона. В то же время, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, что даже не каждый студент ТГУ хорошо знает историю своего вуза. Поэтому вопросы популяризации истории очень важны сейчас. В рамках нового набора также важно привлечение внимание к вузу и его деятельности. Одним из решений данной проблемы может стать предлагаемый проект использования дополненной реальности в музеях ТГУ. Причем данное решение не противоречит существующим проектам изучения, сохранения и популяризации истории и научного знания в целом, но органично включается в их систему, дополняя и концентрируя внимание на построении “диалога” с молодым поколением на понятном для него языке.

Выбранная технология дополненной реальности обладает целым рядом ярких возможностей, востребованных в случае популяризации культурного наследия:

  • мобильность - достаточно только личного мобильного устройства пользователя и QR-кода, не портящего, например, историческую экспозицию;
  • интерактивность - можно увеличить масштаб объекта (его 3D - модель), разглядеть мелкие детали, его устройство; добавить элементы игрофикации и т.д.;
  • возможность расширения контента и его нетривиальной подачи (присоединить видео-контент, исторические данные, инфографику).

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта)

Проект направлен на создание трёхмерных моделей экспонатов в музее ТГУ, сопровождение их мультимедийным контентом, включение в существующую экспозицию посредством мобильного приложения. Это позволит:

  • разнообразить формы проведения экскурсий в музее ТГУ (как с экскурсоводом, так и при непосредственном посещении);
  • реконструировать элементы среды, что будет способствовать более глубокому погружению в историческую атмосферу;
  • использовать данный формат в качестве рекламного средства для привлечения посетителей со всего города, особенно современной молодежи, школьников и абитуриентов, для которых так важен интерактив и современные технологии.

Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Создание интерактивной экскурсии, позволяющей погрузиться в историю на новом уровне. Увеличение числа посетителей музея ТГУ. Повышение лояльности к бренду ТГУ путем осознания причастности к его истории. Предполагаемые временные рамки реализации

1) 10 мая 2017 г. -1 июля 2017 г.

  • Обсуждение с работниками музея деталей экскурсии, которые возможно трансформировать в дополненную реальность.
  • Создание общих сценариев экскурсии. Обсуждение.
  • Создание детальных сценариев экскурсии. Обсуждение.

2) 1 июля 2017 – 15 сентября 2017

  • Поиск и подбор технологий реализаций сценария экскурсии в дополненной реальности.
  • Апробация применения технологий в сценарии.
  • Корректировка сценария.

3) 15 сентября 2017 по 15 октября 2017

Создание 3D моделей

  • Создание 3D моделей путем фотограмметрии.
  • Создание текстур 3D моделей. Adobe Photoshop

Загрузка моделей на платформу.

4)15 октября 2017 по 15 декабря 2017

  • Программная реализация сценария с учетом использованных технологий.
  • Анимация моделей.
  • Создание интерактивных откликов системы.
  • Внедрение технологии в один из музеев ТГУ.

Предполагаемые заинтересованные стороны.

Экскурсионно-просветительский центр музеев ТГУ, Томский государственный университет, Приемная комиссия ТГУ, студенты, абитуриенты, горожане.

Наличие ресурсов для реализации. Компьютеры и программное обеспечение для создания AR (дополненной реальности). Специалисты в разработке UNITY 3D, Vuforia, создания 3D моделей.

СМЕТА РАСХОДОВ (указывается в рублях)

п/п

Статья расходов

Цена за единицу

Количество

Всего расходов по статье

Сумма средств в наличии у заявителя

Запрашиваемая сумма средств (графа 5 –графа 6)

Примечание

(целевое назначение статьи расходов)

1. Расходные материалы

1.1.

NFC карта

45

50

2250

0

2250

NFC карта. С ее помощью мы добиваемся приближения интерфейсов взаимодействия с пользователем к естественным (UX). Карта удобна тем что ее можно перекладывать и передавать

1.2.

NFC наклейка

45

50

2250

0

2250

NFC наклейка , все то же самое что и с картой, но она наоборот статична

1.3

Sticker Beacon

5700

3

17100

0

17100

Маяки, работают как NFC карты, но радиус действия гораздо больше и есть возможность перепрограммирования. 7 метров

1.4

Proximity Beacon

3400

6

20400

0

20400

Маяки, работают как NFC карты, но радиус действия гораздо больше и есть возможность перепрограммирования. Радиус 70 метров

1.5.

ИТОГО по расходным материалам

42000

0

42000

2. Оборудование

2.1.

VR BOX 2.0

850

50

42500

0

42500

Очки дополненной реальности, работающие с помощью мобильного телефона. Для тестов пространств, опытов, демонстрации посетителям. Они останутся у музея, и будут помощниками при визуализации

2.2.

Microsoft Kinect

7800

3

23400

0

23400

Кинект для считывания движений посетителей и создания интерактива с выставкой/экспонатом.

2.3.

Smartum LC-120 лайт-куб

3600

1

3600

0

3600

Лайт куб, нужен для того что бы фотографировать большие объекты, при равномерном свете, для создания очень детальных 3D моделей

2.4.

FST ET-403 KIT комплект постоянного света

13000

1

13000

0

13000

Комплект флуоресцентного света на базе трех осветительных приборов, трех стоек и одного журавля. Для создания равномерно освещенных 3D объектов.

2.5.

Fotokvant NVF-6623

1190

1

1190

0

1190

Портативный фотобокс мини-фотостудия. Фотобокс имеет простую складную конструкцию. Нужен для мобильного и качественного создания 3D объектов.

2.6.

Samsung Gear 360

24490

1

24490

0

24490

Камера для создания реалистичных пространств в виртуальной/дополненной реальности.

2.7

Итого по оборудованию

108180

0

108180



3. Заработная плата

3.1

Сотруднику(кам) музея

50000

1

50000

0

50000

За помощь в организации, пространства для создания 3D моделей, виртуальной реальности,. Создание экскурсии в виртуальной среде.

3.2

Руководителю и авторам проекта

99820

1

99820

0

99820

За работу над проектом, создание приложения, виртуальной экскурсии, внедрение экскурсии с использованием дополненной реальности в один из музеев ТГУ.

Итого по всем затратам

300000

300000

Информация об авторе (авторах) проекта

Руководитель проекта: Пархоменко Андрей, студент магистратуры Digital Humanities 2 года обучения. Режиссер - телеоператор института дистанционного образования ТГУ.

Наличие большого опыта в реализации проектов различных уровней, а именно: создание идеи мероприятия, PR компания по привлечению аудитории, привлечение спонсоров, продумывание этапов реализации и т.д.

Команда проекта:

Команда проекта имеет опыт в создании приложений с дополненной реальностью. Занимается реализацией проектов с дополненной реальностью в рамках обучения в магистратуре, а также в рамках диссертационных исследований. Частично занималась интерактивной выставкой одной картины в Томском художественном музее. Сейчас командой реализуется экспозиция «Сибиряки, вольные и не вольные» в Томском краеведческом музее.

  1. Елесин Сергей Сергеевич

Образование: закончил ФИТ ТГУ, 2015 г. Прикладная информатика. Бакалавр. Программист управления информатизации ТГУ.

Дипломная работа: “Разработка веб-приложения для проектирования интерьера помещений”. Выполнялась в Unity 3D. Опыт работы с техническим зрением (OpenCV С++).

В данный момент в рамках диссертации разрабатывает приложения дополненной реальности для Томского краеведческого музея.

  1. Степанов Марк Андреевич

Образование: ТУСУР, ФЭТ, 2015 г. Бакалавр.

Дипломная работа: “Преобразователь постоянного напряжения повышающего типа”.

В настоящее время, в рамках магистерской диссертации занимается разработкой приложения дополненной реальности для Томского областного краеведческого музея.

  1. Хоршев Даниил Владимирович

Образование: ФТФ ТГУ 2016 г., Бакалавр - Техническая физика.

Занимается разработкой социального робота, для исследования реакции людей при взаимодействии человека с роботом негуманоидного интерфейса. Занимается созданием 3D-моделей.

Научный руководитель проекта: Хаминова Анастасия Алексеевна, к.филол.наук, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики ФсФ.

Имеется опыт руководства проектами в креативной индустрии, в том числе для Томского областного художественного музея (“Выставка одной картины”, разработка концепта виртуального музея), Томского областного краеведческого музея (технологизация экспозиции “Сибиряки вольные и невольные”).

В период с 2015-2016 гг. - менеджер пилотной магистратуры Digital humanities

Подробнее
  • 31.03.2017
  • 1
  • 0
  • 387

«В музеологи пойду, пусть меня научат!»: проект привлечения талантливой молодежи в ТГУ

1. Цель проекта

Мы хотим, чтобы нашими студентами становились активные ребята, заточенные на музейную работу, проявляющие интерес к этой деятельности еще во время обучения в школе. Необходимо привлечь внимание тех детей, которые составляют актив школьных музеев, т.е. мотивированных абитуриентов, повысить престиж профессии музейщика в глазах будущих абитуриентов и школьных преподавателей, создать из активных старшеклассников своеобразный резерв для поступления на кафедру музеологии, повысить конкурс при поступлении.

2. Обоснование актуальности

Зачастую современные школьники имеют недостаточно сформированные представления о музеологии как науке в целом и о профессиональной деятельности музейщика, в частности. Самыми распространенными заблуждениями являются следующие: музей – это склад старинных (или даже старых) вещей, музейщик (сотрудник музея) – это бабушка-смотрительница, музеологи не востребованы на рынке труда и музей – это скучно.

Но на самом деле музей, подобно мифическому герою, собирает и хранит все сокровища мира, и собранное и систематизированное в музее позволяет и заглянуть в прошлое, и побывать в будущем, и внимательнее вглядеться в настоящее.

Совсем не случайно первые русские музеи – сначала Оружейная палата в Москве, затем Кунсткамера в Петербурге – создавались под покровительством царственных особ Ивана IV и Петра I. Знаменитый русский ученый, создатель учения о биосфере В.И. Вернадский начинал свою научную карьеру в музеях Московского университета.

В наше время посещение музея или музейной выставки – непременная часть протокола официальных визитов политических деятелей и правительственных делегаций, а также туристических путешествий и экскурсионных поездок.

Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью сформировать адекватное представление о широком спектре современных исследованиях музея и социальной значимости профессии музеолога через привлечение талантливой молодежи и школьников к участию в научно-исследовательской деятельности института и университета, что в свою очередь будет способствовать формированию привлекательного имиджа НИ ТГУ и повышению его конкурентоспособности.

Целевая аудитория – ученики, школьные учителя, музейная общественность города, специалисты Областного центра дополнительного образования, ОГАУК ДНТ «Авангард» и пр. структур, работающих с детьми.

3. Основная идея и краткая характеристика проекта

Данный проект ориентирован на подготовку и привлечение талантливой молодежи для обучения в университете по направлению музеология.

Проект «В музеологи пойду, пусть меня научат!» предполагает организацию ряда мероприятий для школьников:

1) проведение мастер-классов по экспозиционной работе в музее, организации экспозиционного пространства и методам создания экспозиций, правилам осуществления монтажа(на базе музеев школ и ТГУ, ОГАУК ДНТ «Авангард»);

2) посещение музеев, созданных при участии студентов и преподавателей кафедры;

3) знакомство старшеклассников с интересными, харизматичными студентами, совместная работа школьников и студентов в творческих группах;

4) проведение деловой игры – мозгового штурма с целью создания проекта выставки (тему предлагают школьники)

5) встречи школьников с профессорско-преподавательским составом кафедры;

6) участие в конференциях, посвященных деятельности школьных музеев и проч.

Такой формат работы позволит школьникам лучше понять многие особенности профессии музеолога, показать ее разнообразие и значимость, а также сформируют представление о работе ученых Томского университета в области музейного дела и помогут им осознанно поступить в ТГУ на музеологию.

Таким образом, реализация проекта позволит:

  • выявить и направлять талантливых школьников, будущих абитуриентов;
  • осуществлять профессиональную ориентацию учащихся;
  • формировать и развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
  • сформировать понимание важности музея как социального института.

4. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Наименование

Планируемое количество

1

Привлечь студентов: бакалавры, магистры

10 человек

2

Привлечь школьников

70 человек

3

Привлечь учителей, специалистов по работе с детьми

7 человек

4

Повысить осведомленность абитуриентов о достоинствах обучения на кафедре музеологии ИИК ТГУ

5 анонсов в СМИ, в т.ч. электронных

5

Количество мероприятий

9 мероприятий

Параллельно решаются задачи, актуальные для кафедры:

*внедрение в учебный процесс новых форм работы со студентами;

*приобретение студентами кафедры бесценного опыта общения с разнообразной аудиторией.

5. Временные рамки реализации проекта

7 месяцев: октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.

Этап проекта

Предполагаемые мероприятия

Сроки

1 этап (Подготовительный)

*организация и проведение встречи всех участников проекта;

*согласование программы мероприятий по проекту;

*координация деятельности с планами партнеров с целью проведения совместных мероприятий;

*ознакомление сотрудников и студентов университета с конкретными сроками проведения мероприятий проекта.

2-15 октября 2017 г.

2 этап (Начало реализации проекта)

*информирование участников проекта о планируемых мероприятиях;

*оказание консультационной помощи руководителям школьных музеев и музейному активу по всем направлениям музейной деятельности;

*разработка и проведение мастер-классов по всем направлениям музейной работы;

*проведение занятий с активами школьных музеев по экспозиционной работе в музее, организации экспозиционного пространства и методам создания экспозиций, правилам осуществления монтажа (на базе музеев школ и ТГУ, ОГАУК ДНТ «Авангард»);

*знакомство старшеклассников с интересными, харизматичными студентами, совместная работа школьников и студентов в творческих группах;

*посещение музеев, созданных при участии студентов, выпускников и преподавателей кафедры;

*встречи школьников с профессорско-преподавательским составом кафедры;

*участие в смотрах-конкурсах школьных музеев в качестве консультантов и членов жюри;

*организация и проведение автобусной экскурсии по городу Томску: экскурсоводами будут наши студенты;

*проведение деловой игры – мозгового штурма с целью создания проекта выставки (тему предлагают школьники);

*подготовка и размещение информации о планируемых и проведенных мероприятиях на сайте ТГУ и сайтах наших партнеров;

*работа с СМИ;

*сбор и систематизация информации по истории и современному состоянию школьных музеев города Томска;

*участие в конференциях, посвященных деятельности школьных музеев с сообщением о мероприятиях, проведенных в рамках данного проекта; разработка и представление видео-презентации.

16 октября 2017 г. – 15 апреля 2018 г.

3 этап (Подведение итогов по проекту)

*проведение итоговой встречи участников проекта;

*вручение сертификатов участника школьникам и студентам;

*составление отчетных документов.

16–30 апреля 2018 г.


6. Предполагаемые заинтересованные стороны и партнеры

Название

Координаты

Контактное лицо

1

Экскурсионно-просветительский центр музеев НИ ТГУ

Томск, пр. Ленина, 36, Главный корп. ТГУ, каб. 15. Тел. 52‑98-34

Панкратова Людмила Владимировна, директор ЭПЦ музеев ТГУ, к.и.н., доцент

2

Областной центр дополнительного образования

Томск, улица Лермонтова, 60, Тел. 52-90-50;priem@tomskocdo.ru; ocdo.tomsk.gov.ru

Федоров Виктор Петрович, педагог-организатор отдела реализации мероприятий и проектов. каб.103. тел. 90-86-12. ormip@tomskocdo.ru

3

ОГАУК Дворец народного творчества Авангард

Томск, ул. Бела Куна, 20Тел. 64‑43-20, 64‑44-79

Дроздова Светлана Ивановна, заведующая отделом народных промыслов и ремёсел, каб.305

avangard-onpir@yandex.ru

64-65-14 (123)

4

Лицеи, гимназии, средние общеобразовательные школы г. Томска



7. Ресурсная база проекта

Материальные ресурсы: имеется экспозиционное оборудование – витрины горизонтальные и настенные, необходимые для проведения мастер-классов; оборудование для видео-презентаций экспозиционных проектов, аудитории для проведения различных мероприятий; оборудование (ч/б принтер) для изготовления раздаточного материала.

Человеческие, социальные и инфраструктурные ресурсы: квалифицированные сотрудники кафедры с опытом учебной, исследовательской работы и реализации масштабных проектов, наработанные партнерские контакты, позитивный имидж в глазах музейного, научного и краеведческого сообщества.

8. Команда проекта

Автор, руководитель проекта - Матющенко Ольга Ивановна, старший преподаватель каф. музеологии, культурного и природного наследия.

Члены рабочей группы:

Загоскин Денис Владимирович, канд. ист. наук, доцент, каф. музеологии, культурного и природного наследия (консультации)

Варга Юлия Карловна, лаборант, каф. музеологии, культурного и природного наследия (контакты, изготовление раздаточного материала)

Сизова Ирина Алексеевна, канд. ист. наук, доцент, каф. музеологии, культурного и природного наследия (инфо для сайтов, список музеев и пр.)

Предполагаем привлечь следующих студентов и магистрантов кафедры музеологии (программа - максимум)

1.Родионова Лилия (1 курс)
2.Федорова Елизавета (1 курс)
3.Каюмова Ольга (1 курс)
4.Захарова Полина (1 курс)
5.Танащук Юрий (1 курс)
6.Голев Иван (1 курс)
7.Ширякова Елизавета (1 курс)
8.Коншина Алина (2 курс)
9.Шатерникова Анастасия (2 курс)
10.Бабарыкина Татьяна (2 курс)
11.Чиблис Полина (2 курс)
12.Дементьев Александр (3 курс)
13.Махнева Анастасия (магистратура)
14.Чарышова Мария (магистратура)

9. Смета расходов проекта

Статьи расходов


1

Оплата услуг по разработке макетов и изготовлению печатной продукции (полноцветная печать)

50 000 руб

2

Расходные материалы

30 000 руб.

3

Аренда транспорта для проведения экскурсий по городу и для посещения музеев, расположенных за пределами г. Томска

2000 руб/час Х 16 часов

*п. Кисловка, Томский район, д. Ново-Кусково, Асиновский район – это две площадки, где студенты-музеологи принимали

участие в создании экспозиций и проходят учебную и производственную практику

32 000 руб.

4

Плата за посещение школьниками и студентами музеев

Билет для учащегося в организованных группах – 50-100 рублей х 70 чел. 7.000 руб.

Стоимость экскурсионного обслуживания для смешанных организованных групп до 20 человек – 500 руб. х 4 группы = 2.000 руб.

*При посещении музея для каждого посетителя приобретается входной билет. Услуги экскурсовода –
т.е. экскурсионное обслуживание – оплачиваются отдельно.

9 000 руб.

5

Представительские расходы

*Расходы, связанные с проведением мероприятий – оформление помещений, организация «кафедральных посиделок»

(кофе-брейк, фуршет) совместно с руководителями школьных музеев и школьными активистами;

призы победителям; памятные подарки школьным музеям (монографии, сборники статей и

пр. публикации сотрудников кафедры о ТГУ, о музейной деятельности, об организации учебной работы на кафедре и т.д.).

20 000 руб.

6

Оплата участникам проекта

179 000 руб


Всего

300 000 руб

Оплата участникам проекта

Этап

Вид работы

Участники

Оплата каждому участнику

Сумма

I

Подготовительный этап

1.организация и проведение встречи всех участников проекта;

2.согласование программы мероприятий по проекту;

3.координация деятельности с планами партнеров с целью проведения совместных мероприятий;

4.ознакомление сотрудников и студентов университета с конкретными сроками проведения мероприятий проекта;

О.И. Матющенко

И.А. Сизова

3.000 х 2 чел.

6.000

II

Этап реализации проекта

5.проведение деловой игры – мозгового штурма с целью создания проекта выставки (тему предлагают школьники)

О.И. Матющенко

2.000 х 1 мероприятие

2.000

6.организация и проведение автобусной экскурсии по городу Томску: экскурсоводами будут наши студенты

А.И. Махнёва

2.000 х 1 экскурсия

2.000

7.разработка и проведение мастер-классов по всем направлениям музейной работы;

О.И. Матющенко

2.000 х 3 мастер-класса

6.000

И.А. Сизова

2.000 х 2

4.000

Л.В. Пилецкая

2.000х 1

2.000

М.Ю. Чарышова

2.000х 1

2.000

8.подготовка и проведение занятий с активами школьных музеев по экспозиционной работе в музее, организации экспозиционного пространства и методам создания экспозиций, правилам осуществления монтажа(на базе музеев школ и ТГУ, ОГАУК ДНТ «Авангард»);

О.И. Матющенко

3.000 х 3 занятия

9.000

9.разработка методического пособия «Проектирование и создание экспозиции школьного музея» для распространения среди руководителей школьных музеев

О.И. Матющенко

40.000 х 1 пособие

40.000

10.участие в конкурсе среди школьных музеев и конференции, посвященной деятельности школьных музеев с сообщением о мероприятиях, проведенных в рамках данного проекта; разработка и представление видео-презентации;

О.И. Матющенко

И.А. Сизова

1.000 х 2 мероприятия х 2 человека

4.000

11.подготовка и проведение итоговой встречи участников проекта;

О.И. Матющенко

И.А. Сизова

1.000 х 2 человека

2.000

12.сбор и систематизация информации по истории исовременному состоянию школьных музеев города Томска;

И.А. Сизова

1.000 х 7 месяцев

7.000

13.подготовка и размещение информации о планируемых и проведенных мероприятиях на сайте ТГУ и сайтах наших партнеров, работа с СМИ;

И.А. Сизова

1.000 х 7 месяцев

7.000

14.разработка и реализация программы консультаций, оказание консультационной помощи руководителям школьных музеев и музейному активу по всем направлениям музейной деятельности;

О.И. Матющенко

И.А. Сизова

Л.В. Пилецкая

М.Ю. Чарышова

А.И. Махнёва

1.200 х 7 месяцев х 5 человек

42.000

15.информирование участников проекта о планируемых мероприятиях, бронирование аудиторий, печать раздаточного материала (ч/б);

Ю.К. Варга

2.500 х 7 месяцев

17.500

III

Этап подведения итогов по проекту

16.консультирование и помощь в составлении Отчета по проекту

Д.В. Загоскин

5.000

5.500

17.общее руководство проектом

О.И. Матющенко

3.000 х 7 месяцев

21.000

ИТОГО



179.500 руб.

Необходимы материальные средства для оплаты услуг по разработке макетов и изготовлению буклета с информацией о кафедре музеологии, культурного и природного наследия ИИК ТГУ, Сертификатов участников, научно-вспомогательных материалов, методических рекомендаций (образцы оформления экспозиционных текстов, правила размещения экспонатов и пр.), раздаточного материала, распространяемого во время проведения мастер-классов (этикетаж, пояснительные тексты и пр.);

*Необходимо приобрести расходные материалы (рамки, бумага, картон, скотч, держатели, зажимы, леска,и пр.);

*Необходимо арендовать автобус (предназначенный для перевозки детей) для проведения экскурсии по городу и посещения музеев;

*Необходимы средства для оплаты входных билетов и услуг экскурсовода при посещении музеев ТГУ и пр. музеев.

10. Дополнительная информация.

Автором проекта спроектированы и созданы экспозиции:

  • Музей истории Томской областной клинической психиатрической больницы (1999)
  • Нарымский музей политической ссылки и домик Сталина в Нарыме (филиал ТОКМ) (2001)
  • Музей УВД по Томской области (2001)
  • Музей под открытым небом «Уголок селькупской старины» в Нарыме (филиал ТОКМ) (2003)
  • Музей истории Томской областной прокуратуры (2004)
  • Музей истории образования Томского района, п. Кисловка (2005)
  • Музей истории Лицея Молодежная мода (2005)
  • Музей истории спорта Томского района, п. Кисловка (2006)
  • Музей истории г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект (2006)
  • Музей Славы Томского района (История с/х Томского района), п. Кисловка (2007)
  • Музей истории культуры Томского района, п. Кисловка (2007)
  • Музей истории здравоохранения Томского района, п. Кисловка (2008)
  • Музей истории Юридического института ТГУ (2008).
  • Музей истории Управления ФСБ по Томской области (2008)
  • Музей истории Томского политехнического университета (2010)
  • Музей истории Томского отделения Сбербанка N8616 в Томске (2011)
  • Музей истории Томского государственного университета систем управления ирадиоэлектроники, Главный корпус ТУСУРа (2012)
  • Музей Гражданской войны в культурно – туристическомкомплексе «Сибирскаяусадьба Н.А. Лампсакова», с. Ново-Кусково, Асиновский район. (2012-2014гг.)
  • Музей истории экономического образования в ТГУ (2013)
  • Музей истории Томского водоканала (2013). Научный проект.
  • Музей истории ООО «Газпром трансгаз Томск» (2015). Научная концепция музея и экспозиции.
  • Музей кедра. Для департамента природных ресурсов ТО. (2015).
  • Музей истории налоговой службы России по ТО. (2015).
  • Музей истории ТУСУР. Реэкспозиция, Главный корпус ТУСУРа (2016)
Подробнее
  • 30.03.2017
  • 3
  • 0
  • 363

Интерактивная просветительско-образовательная выставка «Профессия энтомолог. Добро пожаловать в мир бабочек!»

1. Цель проекта

Актуализация образовательной деятельности музея и музейной педагогики как технологии ее реализации, овладение современными музейно-педагогическими технологиями для привлечения в университет талантливых абитуриентов, ориентированных на биологическое направление подготовки.

2. Задачи проекта

  • построение взаимодействия музея с системой общего образования
  • создание интерактивного просветительского и образовательного пространства выставки
  • создание условий для комплексного интегративного освоения школьниками окружающего мира
  • создание достоверной, адаптированной для детского восприятия, понятной и комфортной музейной среды
  • использование новейших методов музейной коммуникации и современных технических средств.

3. Обоснование актуальности

С момента основания Зоологический музей всегда выступал в роли учебного, научного и просветительского подразделения Томского университета. За более чем столетний период здесь собраны уникальные для Сибири коллекции животных. Потенциал музея является востребованной базой для улучшения качества образования как в университете, так и в системе общего образования для привлечения талантливых абитуриентов.

Зоологический музей Томского государственного университета имеет многолетний опыт просветительской работы со школьниками по формированию эколого-биологических знаний. Как показал мониторинг знаний школьников, который систематически осуществляют сотрудники музея во время экскурсий, у них часто отсутствуют элементарные знания о мире животных или имеются искаженные представления о нем. И бабочки – не исключение. В школьной программе на изучение самого многочисленного класса животных – насекомых – отведено не более 4 часов. А о специальности энтомолога школьники, а часто и студенты 1 курса, часто не имеют представления.

Сегодня, когда музей принимает активное участие в реализации городской программы воспитания и дополнительного образования для школьников «Страна ТГУ», разработанной Экскурсионно-просветительским центром музеев ТГУ в сотрудничестве со специалистами зоологического музея (направление «Биология»), появилась уникальная возможность осуществлять просветительскую деятельность в музее с массовой школьной аудиторией. Предлагаемый проект является основой для запуска системной работы со школьниками, которая будет иметь продолжение по окончании реализации проекта. По утвержденному приказом ректора № 984/ОД от 22.12.2016 г. стоимость билета на музейное занятие для детей составляет 100 руб. Кроме того, по завершении проекта материалы выставки и разработанное методическое сопровождение могут быть использованы для организации выездных выставок и музейных занятий в школах города и области. Возможна также организация виртуальной выставки на сайте ЭПЦ музеев (страница Зоологического музея, http://museum.tsu.ru/node/21 ).

4. Основная идея и краткая характеристика проекта

Данный проект ориентирован на подготовку и привлечение талантливой молодежи для обучения в университете по направлению биология. Форма интерактивной обучающей выставки позволит всесторонне познакомить школьников с профессией энтомолога, показать ее значимость, расширить кругозор в области биологии. Экскурсии и музейные занятия, организованные в рамках выставки, усилят интерес и внимание молодежи к познанию окружающего мира, сформируют у них знания о мире бабочек, сформируют представление о работе ученых Томского университета, а главное – помогут им осознанно выбрать профессию.

Интерактивная обучающая выставка «Профессия энтомолог. Добро пожаловать в мир бабочек!» представляет собой новую для Томского университета форму музейной работы со школьниками.

5. Краткая характеристика предполагаемых изменений

Интерактивная просветительско-образовательная выставка позволит:

  • выявлять, развивать и поддерживать талантливых школьников, будущих абитуриентов
  • осуществлять профессиональную ориентацию учащихся
  • расширять знания о бабочках и осваивать навыки профессиональной деятельности энтомолога
  • формировать и развивать творческие способности учащихся
  • формировать общую культуру учащихся
  • воспитывать бережное отношение к природе

6. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Плановые целевые значения ключевых показателей эффективности (КПЭ) проекта

№ п/п

Наименование КПЭ проекта

Ед. изм.

Целевое значение КПЭ

1

Проведение экскурсий и музейных занятий

Количество экскурсий и музейных занятий / количество участников

Не менее 28 / не менее 280

2

Информация, размещенная на ресурсах ТГУ в сети интернет

Количество публикаций

не менее 5

7. Временные рамки реализации проекта
12 месяцев: июнь 2017 г. – май 2018 г.

8. Этапы проекта, основные мероприятия

Этап проекта

Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап

  1. Разработка концепции выставки
  2. Подготовка энтомологического оборудования для размещения экспонатов
  3. Сбор энтомологического материала (бабочек)
  4. Подготовка оформления выставки: баннеров, стендов, методических материалов
  5. Монтирование выставки
  6. Разработка текста тематической экскурсии и методических материалов музейного занятия
  7. Разработка рекламной продукции
  8. Привлечение и организация аудитории на посещение выставки и музейного занятия
  9. Проведение заседания методического объединения учителей биологии

июнь-сентябрь 2017 г.

Этап реализации проекта

  1. Проведение тематических экскурсий и музейных занятий по выставке
  2. Размещение анонса и информации о реализации проекта на сайте ЭПЦ музеев ТГУ (страничка зоологического музея http://museum.tsu.ru/node/21)
  3. Размещение материалов виртуальной выставки на сайте ЭПЦ музеев ТГУ (страничка зоологического музея http://museum.tsu.ru/node/21)
  4. Демонтаж выставки

октябрь-апрель 2018 г.

Этап подведения итогов по проекту

  1. Подведение итогов проекта
  2. Составление отчетной документации о реализации проекта

май 2018 г.

9. Предполагаемые заинтересованные стороны

Название

Координаты

Контактное лицо

1

Департамент образования администрации города Томска

Томск,

ул. Пушкина, д. 12

Пазинич Татьяна Николаевна, методист отдела по дополнительному образованию детей. Тел. 65-17-58

2

Образовательные учреждения системы общего образования

10. Партнеры в реализации проекта

Экскурсионно-просветительский центр музеев НИ ТГУ, директор Панкратова Людмила Владимировна, к.и.н., доцент

11.Наличие ресурсов

  • сайт ЭПЦ музеев ТГУ (страничка зоологического музея http://museum.tsu.ru/node/21 )
  • зоологический музей с демонстрационной коллекцией бабочек (экспонатура)
  • энтомологическое оборудование
  • сырьевой материал (коллекция чешуекрылых)

12. Команда проекта

Ф.И.О.

Должность

Выполняемая работа

Комаров Константин Муслимович

Главный хранитель фондов Зоологического музея ТГУ, ст. преподаватель кафедры зоологии позвоночных и экологии

Менеджер проекта:

  • координация и аналитика проекта
  • разработка концепции проекта закупка оборудования
  • разработка концепции, монтаж и демонтаж выставки
  • разработка текстов экскурсии, музейного занятия и мультимедийной презентации
  • проведение заседания методического объединения учителей биологии
  • подготовка информации для размещения на сайте
  • разработка технического задания на рекламную продукцию
  • подготовка отчетной документации по проекту

Сервисная группа:

сотрудники Экскурсионно-просветительского центра музеев ТГУ

Организация работы с учителями и школьниками

бухгалтер ТГУ

Бухгалтерское сопровождение

кассир ТГУ

Продажа билетов

ИТ-специалист

Размещение информации о реализации проекта в виртуальном пространстве

дизайнер

Разработка рекламной и издательской продукции, материалов для сайта

13. Предполагаемые статьи расходов

Планируемые затраты по проекту:

Сумма

Оплата труда команды проекта:

Комаров Константин Муслимович, менеджер проекта

180 000 руб.

Сервисная группа:

Методист экскурсионно-просветительского центра ТГУ

Бухгалтер ТГУ

Кассир ТГУ

ИТ-специалист

Дизайнер

60 000 руб.

Оборудование:

энтомологические расправилки – 6 шт.

энтомологические коробки – 10 шт.

стойки для презентации энтомологических коробок – 5 шт.

энтомологические иголки – 1000 шт.

энтомологические сачки – 2 шт.

канцелярские товары (бумага, карандаши, ластик)

билеты (должны быть изготовлены до начала проведения экскурсий и музейных занятий. Поэтому стоимость изготовления билетов включена в смету проекта) – 500 шт.

изготовление рекламной продукции

60 000 руб.

Итого: по проекту

300 000 руб.

Подробнее
  • 28.03.2017
  • 24
  • 0
  • 611

Минеральный мир: правда и заблуждения

Созерцание минерала, как и созерцание художественных картин, красот природы… «обостряет ум и возвышает душу» (И.В. Гёте)

1. Обоснование актуальности.

Минеральный мир, окружающий нас повсюду, разнообразен и уникален. Минералы несут в себе много загадок и изучение их имеет большую историю. Истоки минералогической и геологической школы Сибири берут начало с 1888 года с создания кафедры минералогии в Императорском Томском государственном университете. Минералогическая школа ТГУ почти за 130 летний период существования имеет много достижений и открытий в области минералогии. К сожалению, в большинстве своем, граждане нашего города, школьники и даже сообщество нашего ВУЗа, не имеют полного представления о деятельности наших специалистов в области минералогии, а геологическая подготовка специалистов у всех ассоциируется порой исключительно с Томским политехническим университетом. Мало кто знает, что часть коллекции нашего Минералогического музея легли в основу геологического музея, созданного в начале 20-го века в Томском технологическом институте (ныне ТПУ). А специализация «Геммология» (наука о драгоценных камнях) в Томске осуществляется только в ТГУ. Подготовка специалистов геммологов на кафедре минералогии и геохимии ТГУ началась в 1993 году. При кафедре создан «Геммологический кабинет» со специализированным оборудованием для проведения диагностики и оценки ювелирных изделий.

Основными мотивами для создания данного проекта послужили следующие причины:

  • Неосведомленность граждан, школьников, университетского сообщества о деятельности минералогов ТГУ и о возможности получения консультаций ;
  • Некомпетентное использование минералогической терминологии лицами, осуществляющими профессиональную деятельность далекую от геологии и минералогии (в частности, сотрудниками ТГУ);
  • В настоящее время существует множество заблуждений, мифов о минералах, драгоценных и полудрагоценных камнях и даже есть факты прямого обмана покупателей. Неосведомленность покупателя о минералах дает возможность проявляться разного рода обману или конфликтных ситуаций с торговыми представителями.
  • За последние десятилетия в России, в том числе и в Томске, стали чрезвычайно популярны разного рода верования в «магическую» силу камня. Пространство интернета заполнено огромным количеством материала про «сверхъестественные» свойства минералов. Пересказы красивых легенд и мифов о камнях искажаются и пополняются новыми данными. Ошибочные представления о минеральном мире позволяют манипулировать людьми. Заблуждения и некомпетентность способствует развитию деятельности шарлатанов.

2. Основная идея и краткая характеристика проекта

Проект «Минеральный мир: правда и заблуждения», представляет собой цикл образовательных мероприятий (видеоролики и публицистические лекции, очные мастер-классы на русском языке) для широкой аудитории слушателей. Предполагается реализация проекта через сайт геолого-географического факультета http://ggf.tsu.ru/content/faculty/structure/chair/mineralogy/mineralproject/, где будут размещаться необходимые материалы для слушателей, расписание и запись на мастер-классы, интерактивно будет проводиться консультирование слушателей, по интересующим их вопросам минералогии.

Предлагаемый проект направлен на:

  • Поддержание имиджа ТГУ как ведущей минералогической школы
  • Формирование базовых знаний о минеральном мире
  • Повышения компетентности покупателей драгоценных камней
  • Общую осведомленность об особенностях минералов специалистов непрофильного образования, деятельность которых некоторым образом пересекается с прекрасным миром камня.

3. Краткая характеристика предполагаемых изменений

Реализация проекта «Минеральный мир: правда и заблуждения» должна способствовать повышению общей минералогической грамотности наших сограждан. Участники программы познакомятся с базовыми понятиями минералогии. С основными признаками минералов. Будут опровергнуты распространенные заблуждения, связанные с минеральным миром.

4. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

  • Реализация проекта – закладка на странице Минералогия-Геология в научной Книги ТГУ. Это узнаваемость и реклама современной деятельности минералогической школы ТГУ.
  • Привлечение студентов ГГФ ТГУ для реализации проекта позволит углубить их специальные знания и мотивировать для дальнейшего получения образования (магистратура, аспирантура).
  • Открытость проекта (дистанционность и анонимность) позволит любому человеку, будь то заслуженный преподаватель или школьник младшего звена, получить ответ на любой вопрос о мире минералов, их тайнах и сокровищах.

5. Предполагаемые временные рамки реализации (этапы)

Продолжительность проекта составит 5 месяцев (август 2017 – декабрь 2017)

Наименование мероприятий

Срок реализации

Оформление страницы проекта на сайте ГГФ ТГУ. Подготовка необходимых материалов (в частности, видеороликов, мастер-классов)

Август 2017

По одному мастер-классу / лекции в месяц

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017

Отчет по проекту

Декабрь 2017

Темы и структуры мастер-классов и публицистических лекций формируются по результатам интерактивного голосования, проводимого на странице Проекта.

Примерные темы:

  • «Я тебя знаю, минерал» (мастер-класс по диагностике минералов)
  • Сердолик – «исцеляющий камень» или рекламная акция (лекция)
  • Декоративный камень (мастер-класс о горных породах, применяемых в облицовке и декорировании интерьеров и фасадов)
  • Синтетические и натуральные ювелирные камни (лекция с элементами мастер-класса)
  • Бриллианты – лучшие друзья девушек (лекция с элементами мастер-класса)
  • Минералогия Томской области (лекция с элементами мастер-класса)
  • Торговые названия драгоценных камней: как они формируются и к каким заблуждениям приводят (лекция)
  • «Многоликий кварц» (лекция с элементами мастер-класса)

6. Предполагаемые заинтересованные стороны.

Сообщество Томского государственного университета, любители камня и все «пытливые умы».

7. Партнеры в реализации.

Минералогический музей им. И.К. Баженова (ТГУ), выпускники геолого-географического факультета ТГУ, работающие в ювелирной отрасли.

8. Наличие ресурсов для реализации.

  • Сайт ГГФ, страница кафедры минералогии и геохимии (http://ggf.tsu.ru/content/faculty/structure/chair/mineralogy/)
  • Специализированная учебная минералогическая аудитория (Гл. корпус ТГУ, ауд. 153)
  • Минералогический музей с коллекцией поделочных, ювелирный и синтетических камней
  • Минералогическое и геммологическое оборудование (для мастер-классов)

(http://ggf.tsu.ru/content/faculty/structure/museums/mineralogical/).

9. Предполагаемые статьи расходов

Наименование

Шт.

/месяц

Стоимость, руб.

Сумма, руб.

1

Бумага печатная А4

2

500

1000

2

Предметное стекло

100

5

500

3

Цветной картридж

5

1000

5000

4

Фотобумага

5

750

3750

5

Фонд оплаты труда рабочей группы проекта

Менеджер проекта

5

6000

30000


Специалист по методической работе (оформление материалов, составление сценариев видеороликов)

1

60000

60000


Специалист по созданию видеоматериала и его обработке

1

30000

30000


Специалист технического сопровождения

5

3000

15000


Специалист по наполнению контента (страница проекта на сайте ГГФ)

5

7000

35000


Подготовка сценариев и материалов к проведению мастер-классов и лекций

4

1200

4800


Проведение мастер-классов и лекций (почасовая оплата труда)

4

400

1600

6

ВСЕГО



186650

10. Дополнительная информация:

Учебные пособия и учебно-методические материалы

Идентификация ювелирных камней. Диагностическое оборудование : учебное пособие /Л. А. Зырянова, А. А. Баёва ; Том. гос. ун-т, Томск : Тоян , 2010. 159 с.: ил., табл

Бухарова О.В. Алмаз. Геология и геммология: Учебное пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2012. – 208 с.

Бухарова О.В., Архипов А.Л. Электронный определитель минералов: учебно-методический комплекс. – Томск, ТГУ, 2012.

Свешникова В. Л. , Мысякина Н. Н., Зенина К. С. Минералогический музей : учебное наглядное пособие//Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Том. отд-ние Рос. минерал. о-ва, Том. отд-ние Рус. геогр. о-ва. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. URL:

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000521478

На кафедре минералогии и геохимии раз в два года, начиная с 2003г., проводится Всероссийская научная конференция «Геммология». В ноябре 2017 года состоится VIII конференция, которая предполагает рассмотреть широкий круг вопросов связанных с общей и прикладной геммологией, а также коллекционированием минералов и деятельностью минералогических музеев (сайт конференции http://conference.tsu.ru/gemology/ ).

11. Авторы Проекта

Бухарова Оксана Владимировна, доцент кафедры минералогии и геохимии, кандидат геолого-минералогических наук

Зенина Ксения Сергеевна, ассистент кафедры минералогии и геохимии

Подробнее

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.