1. Обоснование актуальности для развития университета и университетской среды

Проект организации системы геолокации и геокоммуникаций университетского кампуса ТГУ направлен на улучшение культуры и эффективности коммуникаций между локациями Университета, с одной стороны, и заинтересованными, в первую очередь,университетскими, и внеуниверситетскими аудиториями, с другой. Важным следствием реализации программы может быть развитие корпоративной культуры, повышение лояльности внутриуниверситетской аудитории к политике руководства ТГУ.

Осуществление проекта способствует выполнению трех важных мероприятий в рамках реализации стратегических инициатив ТГУ:

  • Повышение привлекательности ТГУ как института, формирующего локальную (в данном случае, коммуникативную)среду;
  • Реализация мероприятий силами ТГУ по повышению привлекательности Томска как города благоприятного для работы и жизни;
  • Разработка проекта и внедрение элементов экокампуса (в данном случае имеется ввиду информационная экология).

Реализация проекта будет также направлена на обеспечение одной из целей Программы конкурентоспособности:

  • привлечение студентов ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов;
  • участие Томского государственного университета в социально-экономическом развитии Томска и Томской области в рамках так называемой «третьей роли» вуза.

Современные абитуриенты, студенты,многие сотрудники и преподаватели активно используют свои мобильные устройства для получения геоинформации и ориентации в повседневной реальности. Университеты больше не могут игнорировать этот новый коммуникационный вызов, им необходимо встраивать коммуникационные привычки молодежи в свой образовательный и коммуникационный контур.

По данным различных исследований, касающихся особенностей "цифрового поколения" (для университета - это абитуриенты, студенты, магистранты, молодые ученые) в качестве отличительных особенностей данного поколения выделяются такие как: предпочтение гаджетов любым другим средствам коммуникации, предпочтение форм коммуникации, опосредованных техническими средствами, неумение и нежелание (зачастую) знакомиться и выстраивать отношения с незнакомыми людьми, при этом - доверие ко всем высокотехнологичному, высокие требования к уровню комфорта среды обитания. В связи с вышеизложенным - создание данного сервиса, его постоянное обслуживание и поддержание в актуальном состоянии гарантирует лояльность вышеперечисленной аудитории, поскольку для нее - это привычный, востребованный и предпочтительный формат получения информации о кампусной среде ТГУ.

Осуществление проекта геолокациии и геокоммуникаций применительно к университетской кампусной среде будет являться еще одним шагом на пути движения к реализации концепции augmented reality (дополненной реальности), т. е. встраивания виртуальных сетевых коммуникаций в повседневную off-line реальность и общение.

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта)

Цель проекта – формирование системы геолокальной ориентации и коммуникаций Университета с помощью геосоциального сервиса Foursquare (Foursquare для Университета). Создание подобной системы и ее популяризация в рамках программы «Мобильный кампус: Университет в кармане» позволит добиться взращивания внутрикампусной информационно-экологической среды общения и осуществления целого ряда целей по улучшению координации и коммуникации университетских целевых аудиторий, а именно:

  • Виртуальное геоориентирование для иностранных студентов, иностранных гостей, абитуриентов. Установка сервиса foursquare в смартфонах гостей и виртуальное обозначение и управление Университетом всей системой университетских кампусных локаций (НБ ТГУ,общежитий, корпусов, музеев, Центра культуры ТГУ, Концертного зала, спортивных сооружений, Ботанического сада, Бизнес-инкубатора и др.)при наличии дубликации локаций для иностранных гостей на англ. (франц., нем., китайском и др.) языках откроет возможность для иностранных студентов легко ориентироваться в университетской среде и не заблудиться среди корпусов общежитий и других локаций, а также понять, что находится в конкретных зданиях, и, просто обойдя по навигации foursquare кампус, познакомиться с университетской средой и территорией (foursquare показывает место локации на карте и обозначает расстояние до нее). Университет может создать, с использованием инструментов Foursquare Lists ( список связанных мест кампуса для изучения), набор виртуальных маршрутов, по которым иностранные студенты могут проводить экскурсии по кампусу даже без помощи сопровождающих волонтеров.
  • Вовлечение студентов за счет виртуальных игровых механик в жизнь кампуса. Использование игровых механик foursquare (с использованием чекина/регистрации) позволить привлечь внимание и увеличить посещаемость студентами/абитуриентами популярных университетских локаций (НБ ТГУ, Ботанического сада, музеев, Центра культуры ТГУ, стадиона, бассейна) и мероприятий (конференций, форумов, концертов,марафонов, шествий и т.д.) через мотивацию награждения виртуальными бейджами и реальными бонусами. Локация, получившая максимум позитивных отзывов, получает одновременно и рекламу, как следствие, может «поблагодарить» за нее самых активных своих рецензентов. Бонусами могут выступать скидки, подарки, льготные условия пользования (например, для библиотеки) и т. д.
  • Управление репутацией и рейтингование локаций. Создание системы виртуальных университетских локаций и мероприятий позволит получать мгновенный мобильный feedback (обратную связь) на работу данных локаций или проводимых мероприятий (столовых, общежитий, касс, кружков и секций, профкома, конференций, форумов, мероприятий, концертов) от заинтересованных аудиторий абитуриентов, студентов и сотрудников с возможностью реакции и улучшения работы, мотивирующих рекомендаций для посетителей. Когда кто-то регистрируется в локации (так различные места называются в Foursquare), его/ее приветствует экран с советами, фотографиями и фактами о данном местоположении. Сервис foursquare предоставляет возможности пользователям для оценки в формате лайков/дизлайков и предоставления отзыва («оставить подсказку»). В долгосрочной перспективе работа программы «Мобильный кампус»приведет к улучшению качества предоставляемых услуг данными локациями, так как и положительные, и отрицательные отзывы будут служить стимулом либо к переменам, либо к желанию укрепить завоеванные позиции. А вместе с оптимизацией работы данных конкретных локаций, повышается неизбежно и уровень работы всего кампуса и всей университетской среды.
  • Мобильная реклама университетских локаций и мероприятий. Создание виртуального пространства кампусных геокоммуникаций открывает возможности продвижения университетских локаций для всех заинтересованных сторон (абитуриентов, студентов, родителей, сотрудников, внешней общественности). Локации (НБ ТГУ, Ботанический сад, музеи, приемная комиссия ТГУ, Центр культуры и др.) и проводимые мероприятия (конференции, форумы, концерты) смогут размещать мобильную рекламу, в результате чего у пользователей сервиса – участников университетской программы и внешних аудиторий будет появляться информационно-рекламное сообщение (об экскурсии в Ботанический сад, новой экспозиции в музее, проводимых конференциях, форумах, концертах). При физическом нахождении в университетском пространстве и наличии смартфона появится возможность видеть, какие события происходят в рамках университетского кампуса, более того, проходя мимо локаций, можно будет получать об этом уведомления.
  • Возможность геокоординации между заинтересованными целевыми аудиториями Университета. У студентов, сотрудников и преподавателей (на добровольной основе, при зачислении в «друзья» и чекине/регистрации в локации) появляется возможность определить местонахождение нужных людей в пределах университетского кампуса для ориентировки и планирования встреч (сервис позволяет отслеживать местоположение «друзей» при чекине/регистрации), что увеличит эффективность организации коммуникаций.
  • Получение аналитики по посещаемости локаций университетского кампуса. Сервис foursquare дает возможности получения аналитики по количеству и демографии подписчиков локации, просмотров, лайков, чекинов. На основе подобных данных можно проводить аналитику циркуляции университетских аудиторий внутри университетского кампуса для принятия управленческих решений.
  • Мобильно-информационное привлечение в кампус сторонней аудитории, формирование к нему интереса у внешней общественности. БОльшая информационная открытость Университета сделает его доступным и комфортным местом для всех томичей и гостей города. Это, в конечном итоге, позитивно отразится на имидже университета не просто как сугубо академической, закрытой от посторонних глаз единицы, а как открытого и привлекательного для людей места.

После реализации начального этапа проекта в качестве ключевого продукта, которым смогут воспользоваться вышеуказанные целевые аудитории, выступит сама система геолокации и геокоммуникаций университетского кампуса ТГУ ("Мобильный кампус"). Для самостоятельного обеспечения и поддержания ее работы понадобятся усилия менеджмента ключевых локаций (пройдут обучение по использованию системы) и усилия по координации работы со стороны Управления информационной политики, Управления по информатизации и Управления международных связей. В дальнейшем, в случае необходимости, проект может быть пролонгирован и масштабирован в плане расширения круга представленных локаций, активизации информационно-рекламного компонента и увеличения направлений использования возможностей мобильного информирования, например, об истории тех или иных зданий Университета, сбора предложений о том, что можно сделать в университетском городке, новых поступлениях в библиотеку или предложений новых направлений подготовки для потенциальных абитуриентов.


3. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения

Наименование КПЭ Проекта

Ед. изм.

Целевое значение КПЭ

Презентация модели функционирования системы геолокальной ориентации и коммуникаций Университета(«Мобильный кампус: Университет в кармане»)

Кол-во

1 шт.

Наличие прав на управление системой университетских локаций от администраторов сервиса foursquare, ведение переговоров о наборе функциональных возможностей (в зависимости от потребностей Университета)

Кол-во

1 шт.

Открытие системы виртуальных локаций университетского кампуса на базе foursquare

Кол-во

1 шт. (внутри 15-20 локаций)

Буклет с тренингом-алгоритмом по управлению локацией

Кол-во

300 шт.

Комплект электронных обучающих материалов (видеоролик, слайд-шоу, презентации, презентационный курс на электронной платформе MOODLE и др.)

Кол-во

5 шт.

Информационное сопровождение проекта «Мобильный кампус: Университет в кармане» (подготовка материалов и распространение через имеющиеся внутриуниверситетские каналы: газета «AlmaMater» сайтhttp://www.tsu.ru/; страницы ТГУ в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и проч.; внутриуниверситетскую рассылку и т.д.)

Кол-во

2 материала в месяц

Зарегистрированные участники программы «Мобильный кампус: Университет в кармане»

Кол-во

свыше 1 тыс. чел.

4. Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы)

План работы:

Мероприятие

Срок выполнения

Разработка, обсуждение и согласование со всеми заинтересованными сторонами Университета и внешней общественности модели функционирования системы геолокальной ориентации и коммуникаций Университета («Мобильный кампус: Университет в кармане»)

май-июнь 2017 года

Получение прав на управление системой университетских локаций от администраторов сервиса foursquare, ведение переговоров о наборе функциональных возможностей (в зависимости от потребностей Университета)

июнь 2017 года

Создание экосистемы связных виртуальных локаций университетского кампуса на базе foursquare

июль-август 2017 года

Разработка и печать буклета с тренингом-алгоритмом по управлению локацией (А4, 2 стороны, полноцвет, инфографика, 300 экз.)

сентябрь 2017 года

Рекрутинг, обучение участников проекта и волонтеров (бакалавров, магистрантов)

сентябрь 2017 года

Информационное сопровождение проекта «Мобильный кампус: университет в кармане»: 2 материала в месяц, распространение через внутриуниверситетские каналы

сентябрь – декабрь 2017

Разработка комплекта электронных обучающих материалов (видеоролик, слайд-шоу, презентации, курс на электронной платформе MOODLE и др.)

октябрь 2017 года

Проведение тренинга по управлению университетской локацией для их владельцев

октябрь 2017 года

Пилотная реализация проекта «Мобильный кампус: университет в кармане» (владельцами локаций и супервайзерами от проекта)

ноябрь 2017 года

Презентационные мероприятия

(возможен формат мини-конференции)

декабрь 2017 года – январь 2018 года

Подготовка отчета и презентации

январь-февраль 2018 года

5. Предполагаемые заинтересованные стороны

К заинтересованным сторонам можно отнести как университетские целевые аудитории – абитуриентов, студентов (в том числе,иностранных), сотрудников гостей университета с реализацией программы «Мобильный кампус», получающих возможности эффективного ориентированияи информирования в кампусной информационной экосистеме, так и владельцев локаций и мероприятий (НБ ТГУ, Ботанический сад, музеи, Центр культуры ТГУ, приемные комиссии, спортивные локации, кафе и столовые, культурно-развлекательные мероприятия, конференции и др.), получающих еще один важный канал информирования и рекламы, а также администрация Университета, получающая мобильную аналитику и feedback по посещаемости локаций университетского кампуса, внешняя общественность, жители города.

Для успешной реализации проекта необходима слаженная, четкая и профессиональная работа разных служб и структур внутри университета, а также смежных инфраструктурных элементов. Предполагается после прохождения обучения чтобы ключевые заинтересованные локации (НБ ТГУ, Ботанический сад, музеи, приемная комиссия ТГУ, Центр культуры и др.) могли сами поддерживать геокоммуникации с заинтересованными аудиториями (для этого нужны некоторые пользовательские навыки владения ресурсом Foursquare). Функции координации и контроля за работой всей системы и отдельных компонентов предлагается делегировать Управлению по информационной политике, для чего предполагается ввести в штат управления штатную единицу специалиста по менеджменту системы кампусных геокоммуникаций с кругом постоянных обязанностей:

  • разработка и коррекция программы позиционирования университетского кампуса в Foursquare;
  • обучение и консультирование субъектов (держателей локаций внутри университетского кампуса) по работе в системе Foursquare;
  • контроль активности и качества работы держателей локаций в системе геокоммуникаций;
  • контроль и поддержка и сопровождение (совместно с Управлением международных связей) системы кампусныхгеокоммуникаций с иностранными студентами;
  • сбор и мониторинг информации о локациях университета, поступающей от пользователей системы (USG);
  • сопровождение рекламной и pr-активности локаций с ключевыми целевыми аудиториями в системе кампусных геокоммуникаций;
  • организация и проведение event-мероприятий, связанных с функционированием системы кампусных геокоммуникаций.

В качестве KPI для указанного специалиста предлагается определить: количество зачекинившихся/зарегистрировавшихся в университетских локациях пользователей; количество отзывов на университетские локации в системе Foursquare; количество рекламных и pr-объявлений в системе Foursquare, размещенных университетскими локациями; количество иностранных гостей и студентов, зачекинившихся/зарегистрировавшихся в университетских локациях и использующих систему для своих геолокаций; количество выданных виртуальных бейджей за участие в конкурсах регистрации в локациях и количество проведенных мероприятий награждения; количество привлеченных с помощью системы кампусных геокоммуникаций абитуриентов.

6. Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры).


1. Управление информационной политики

2. Управление социальной и молодежной политики ТГУ

3. Управление развития персонала ТГУ

4. Управление информатизации

5.Управление международных связей

6. Участники Банка инициатив ТГУ

7. Проект «Развитие коммуникационных площадок»

8. Факультеты и институты, ключевые локации Университета.

7. Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов

Наличные ресурсы:

  • сформирован кадровый состав команды;
  • отдельные университетские локации зарегистрированы в foursquare.

Требуемые ресурсы:

  • специалисты для организации и проведения тренинга для владельцев локаций;
  • кадровые ресурсы волонтеров для организации супервизии работы владельцев локаций на этапе пилотной реализации проекта;
  • комплект электронных обучающих материалов;
  • буклет, содержащий описание системы геолокальной ориентации и коммуникаций университета («Мобильный кампус: Университет в кармане»);
  • информационная поддержка проекта через имеющиеся внутриуниверситетские каналы;
  • финансовые ресурсы на оплату труда; разработку обучающих, информационных материалов, их тиражирование и получение в управление системы локаций от foursquare.

8. Предполагаемые статьи расходов

Планируемые расходы:

Разработка модели системы геолокальной ориентации и коммуникаций Университета(«Мобильный кампус:Университет в кармане»)

20000 руб.

Получение прав на управление системой университетских локаций от администраторов сервиса foursquare, ведение переговоров о наборе функциональных возможностей (в зависимости от потребностей Университета)

30000 руб.

Создание экосистемы связных виртуальных локаций университетского кампуса на базе foursquare

20000 руб.

Разработка и проведение тренинга по управлению локацией для владельцев локаций

20000 руб.

Рекрутинг, обучение волонтеров проекта

10000 руб.

Разработка макета и печать буклета (А4, 2 стороны, полноцвет, инфографика, тираж 300 экз.)

60000 руб.



Разработка и размещение комплекта электронных обучающих материалов

50000 руб.

Подготовка информационных материалов о проекте, их размещение

50000 руб.

Презентационные мероприятия (включая подготовку отчета)

40000 руб.

Итого

300 000 руб.

9. Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы

В североамериканских университетах с 2011 года (например, https://ru.foursquare.com/warwickuni, https://ru.foursquare.com/rittigers, https://ru.foursquare.com/biolau, https://ru.foursquare.com/pulaskitech) а, позднее,и в университетах Европы (например, университет Уппсалы: https://ru.foursquare.com/uppsalauni, университет Ноттингема: https://ru.foursquare.com/uniofnottingham) и мира реализуется программа Foursquare for Universities,направленная на мобильное ориентирование и эффективные коммуникации между студентами и кампусом. Тематика мобильного кампуса активно обсуждается в различных Интернет-публикациях (например: http://collegeof2020.com/foursquare-for-universities) .

В ТГУ на сервисе foursquare зарегистрировано (но, не получено в управление?) порядка 25 локаций, однако, пока регистрация носит стихийный характер (скорее, с мотивацией «застолбить место»), коммуникационные возможности локаций и сервиса активно не используются (во многих зарегистрированных точках нет ни одного отзыва, не используются ориентационные, рекламно-информационные возможности), нет системной программы использования локаций для создания единой мобильной информационной среды университетского кампуса.

10. Информация об авторе проекта (место работы или обучения).

Глухов Андрей Петрович, закончил ТГУ в 1994 году, доцент кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ.

Область научных интересов связана с изучением коммуникации в социальных медиа и социальных сетях, является руководителем двух продолжающихся грантовых проектов при поддержке РГНФ/РФФИ «Виртуальная этнонациональная идентичность мигранта в зеркале российских социальных сетей» (проект № 15-03-00300, 2015) и «От симпатии к лайкингу, от любви к вирту, от дружбы к френдингу, от вражды к троллингу, от приверженности к фолловингу: региональный аспект трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей (на материале анализа коммуникаций нового сетевого поколения студенческой молодежи г. Томска) (проект № 16-13-70004, 2016).

Участвовал в качестве руководителя в разработке и запуске МООК-курса «Ловцы человеков: социальные сети в медиа, бизнесе, рекрутинге и образовании» и МООК-специализации «Цифровой SMM-проект: бизнес в сетях», ведет кампусные курсы по тематике социальных медиа.

E-mail: GlukhovAP@tspu.edu.ru

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Поддержали инициативу

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.