Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды
Современные технологии позволяют по-новому увидеть историю, окунуться в неё, узнать и осмыслить больше информации. Это значит, что музеи, которые используют эти технологии, выполняют свою миссию просвещения на новом уровне, формируют больше эмоциональных и просветительских контактов со своими посетителями.
В музее Книги Томского государственного университета мы видим большую перспективу использования технологии виртуальной и дополненной реальности.
Сегодня музей Книги наполняют редкие коллекционные материалы, старинные книги с невероятными ручными иллюстрациями, старинными свитками. И для посетителя весь этот материал очень интересен, но, к сожалению, как и во многих музеях, эти старинные, интересные экземпляры можно только посмотреть.
Мы хотим, чтобы человек, посетитель музея, мог не только посмотреть на эти книги, но и потрогать их, полистать, а иногда и почитать. Но если делать это с реальными книгами, то мы можем очень быстро потерять это наследие. В этой ситуации как раз на помощь приходят современные технологии, если нельзя полистать книгу в реальности, сделаем ее виртуальный аналог и дополним им реальность. Тем самым создадим невероятную атмосферу. Находясь в музее, заинтересовавшись книгой, мы сможем виртуально взять её, полистать, посмотреть иллюстрации «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Ж. Д’Аламбера и Д. Дидро, почитать «Петербургские ведомости» 1796 и еще много чего удивительного.
Для Музея книги – это возможность показать и рассказать еще больше истории, большему количеству человек, ведь современные технологии привлекают внимание молодёжи, а о возможности почитать старинную литературу мечтают многие взрослые. Очень часто на площадках Научной библиотеки проводятся мероприятия различных уровней. И каждый гость подобных мероприятий сможет утолить свой интерес в познании книг и истории библиотеки НИ ТГУ.
Использование данных технологий выделит научную библиотеку и сам университет среди многих других.
Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)
Нашей задачей является создание интерактивной экскурсии по музею Книги, используя современные технологии, дополненную и виртуальную реальность. Нами создан сценарий экскурсии с учётом изменения работы экскурсовода, и трансформации процессов демонстрации экспонатов.
Изменена большая часть процесса контакта посетителя с музеем. Такая комплексная трансформация позволяет органично вписать в музей новые технологии, не просто создать, но еще и запустить процесс, научить пользоваться этой технологией как работников музея книги, так его посетителей.
Сценарий прикреплен в виде документа к заявке.
Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения
Результатом проекта является: интерактивная экскурсия, работающая в музее Книги. Экскурсоводы обучены работе с технологией виртуальной и дополненной реальности.
Это будет приложение, которое запускается на специально закупленных для музея планшетах, с помощью которого будет работать интерактивная экскурсия.
Основные элементы приложения:
- Книги в дополненной реальности
- Свиток
- Разобранная книга
- Гравюра и печатный станок
- Контент
- Дизайн программы
- Рукописный сборник исторического характера конца XVII
- Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел Г.Ф. Миллера
- Изображения гравюры и изображений печатного станка, а также надписей к ним
- 3D модели гравюры
- 3D модели пустой книги
- Анимации печати с помощью гравюры в пустой книге
- 3D модель печатного станка
- Анимация работы печатного станка на пустой бумаге (книге)
- Карта с маршрутом экспедиции Миллера (карта тех времен, маршрут)
- Обработать в общем стиле контент:
- Создание большого (А2) проекта НИ ТГУ, на котором размещены (ссылки на документы, фото строящегося НИ ТГУ, смета на постройку главного корпуса с жилыми флигелями для Университета в г. Томске
- Создание маркеров, аутентичных для музея Книги (картинки, с помощью которых мы сможем привязать дополненную реальность)
- Создание анимации: при нажатии на портрет известного писателя дальнейший переход к его автографу
- Портрет Г.С. Батенькова
- Портреты тех, чьи автографы есть с подписями ФИО
Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы)
№ |
Наименование этапа |
Временные рамки |
Содержание этапа |
1 |
Обработка материалов, контента, иллюстраций |
1.04.2018 – 31.05.2018 |
Создание базы материалов вошедших в сценарий экскурсии. |
2 |
Оцифровка книг, создание 3D моделей книг |
1.05.2018 – 30.05.2018 |
Создание цифровых аналогов старинных книг |
3 |
Создание 3D моделей для иллюстраций, трансформации, книгопечатанья |
1.06.2018 – 31.07.2018 |
Создание цифровых прототипов станков для печати книг |
4 |
Разработка дизайна приложения, дизайна маркеров, размещение маркеров |
1.06.2018 – 31.07.2018 |
Создание дизайна страниц приложения, оформление контента приложения согласно сценарию |
5 |
Создание прототипа приложения. Бета тестирование приложения |
1.06.2018 – 30.06.2018 |
Апробация приложения, поиск неисправностей |
6 |
Доработка прототипа, размещение приложения на планшетах. Обучение коллектива музея Книги работе с приложением. Презентация новой экскурсии для посетителей музея Книги |
1.11.2018 – 30.11.2018 |
Доработка приложения и внедрения его в экскурсию |
Предполагаемые заинтересованные стороны
Научная библиотека НИ ТГУ, Экскурсионно-просветительский центр музеев НИ ТГУ, Томский государственный университет, Приемная комиссия ТГУ, студенты, абитуриенты, жители города Томска.
Партнеры в реализации (подразделения НИТГУ, внешние позиционеры и структуры)
Научная библиотека НИ ТГУ – оцифровка книг, доступ в музей книги, помощь в разработке сценария, поиске и подбору материалов.
Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов
Компьютеры и программное обеспечение для создания AR (дополненной реальности). Специалисты в разработке UNITY 3D, Vuforia, создания 3D моделей, UX/UI дизайнер.
Предполагаемые статьи расходов
Оплата труда:
Ф.И.О. |
Роль в проекте |
Выполняемая работа |
Оплата труда, руб. |
Пархоменко А. |
Руководитель проекта |
Отбор экспонатов, работа с командой, обучение, участие во всех этапах |
70 000 |
Елесин С. |
Программист |
Создание приложения, его алгоритмов распознавания объектов, вывод дополнительной информации на экран гаджета. |
70 000 |
Касаткина А. |
Дизайнер |
Разработка дизайна приложения, контента. |
60 000 |
Хоршев Д. |
3D модельер |
Создание 3D моделей экспонатов |
50 000 |
Степанов М. |
3D модельер |
Создание 3D моделей экспонатов |
50 000 |
ИТОГО: |
300 000 |
Информация о команде проекта
Руководитель проекта: Пархоменко Андрей: Специалист по производству МООК, телеоператор Института дистанционного образования НИ ТГУ.
Наличие большого опыта в реализации проектов различных уровней, а именно: создание идеи мероприятия, создание сценария, PR компания по привлечению аудитории, привлечение спонсоров, продумывание этапов реализации и т.д.
Команда проекта:
Команда проекта имеет опыт в создании приложений с дополненной реальностью. В портфолио команды следующие успешно реализованные проекты:
- интерактивная выставка одной картины в Томском художественном музее;
- экспозиция в дополненной реальности «Сибиряки, вольные и не вольные» в Томском краеведческом музее;
- приложение «Томский Хогвартс» – событийный квест по университету для приемной компании НИ ТГУ.
Елесин Сергей: программист Управления информатизации НИ ТГУ. В команде реализовал мобильное приложение с дополненной реальностью по заказу Томского краеведческого музея. Приложение было реализовано на движке Unity 3D на языке C#.
Приложение было апробировано и внедрено.
В команде реализовал мобильное приложение «Томский Государственный Хогвартс» по заказу приемной кампании НИ ТГУ в рамках гранта «Инновектор НИ ТГУ». Приложение представляет собой квест в дополненной реальности по ТГУ. Оно было реализовано на движке Unity 3D на языке C#. Приложение было апробировано и внедрено. Были получены положительные отзывы от пользователей во время проведения квеста.
Магистерская выпускная квалификационная работа была признана лучшей на Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ по направлению «Прикладная информатика».
Касаткина Алина: дизайнер, студент 2 года обучения АМП «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках».
Специалист по учебно-методической работе отдела аспирантуры УУ НИ ТГУ.
Опыт проектной работы:
1. Участие в разработке айдентики международной конференции Skolkovo Robotics V - 2017.
2. Разработка дизайна приложения «Томский государственный Хогвартс» для Управления нового набора НИ ТГУ.
3. Визуализация курса НИ ТГУ «Мой друг – робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники» на платформе Coursera.
4. Создание промо-постера для Science Time TSU от магистратуры Digital Humanities в 2017 году.
Хоршев Даниил: 3D модельер, студент магистратуры Digital Humanities 2 года обучения. В рамках магистерской диссертации занимаюсь внедрением технологий AR/VR в музейное пространство.
Наличие опыта в реализации проектов различных уровней, разработка вариантов решений. Опыт в создании 3D моделей и оцифровки пространственных объектов. Владение инструментами 3D моделирования, 3D текстурирования и скульптинга, CAD – системами, программными продуктами для работы с растровой и векторной графикой.
Степанов Марк: 3D модельер, студент магистратуры Digital Humanities 2 года обучения. Занимается внедрением технологий дополненной реальности в музейные экспозиции, имеет опыт создания 3D моделей и оцифровки пространственных объектов. Владение инструментами 3D моделирования, 3D текстурирования и скульптинга, CAD – системами, программными продуктами для работы с растровой и векторной графикой.