Организация экскурсионно-образовательных туров для студентов из дальнего зарубежья

1. Обоснование актуальности для развития университета и университетской среды.

Идея проекта заключается в разработке самоокупаемых туристических образовательных маршрутов по Сибири для студентов из дальнего зарубежья. В случае успеха предлагаемые мероприятия могут стать первым этапом реализации более крупного проекта по организации студенческого туризма в ТГУ. Предполагается, что в дальнейшем будут запущены экскурсионно-образовательные туры по столицам и Золотому кольцу.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире (85% и более) предпочитают так называемый «полезный отдых» и свободный стиль путешествия. Это означает, что они заинтересованы не в стандартных туристических развлечениях и экскурсионных маршрутах, а ищут возможность увидеть страну (регион) «изнутри», глазами ее жителей, почувствовать на себе иные социальные и культурные условия и, главное, совместить отдых с образовательными целями. Наличие такого спроса зафиксировано в ТГУ организаторами постоянных Международных летних и зимних школ, а также волонтерами, работающими со студентами из дальнего зарубежья.

С другой стороны, опыт сотрудничества с турфирмами очевидно показывает, что они не готовы (по объективным и субъективным причинам) сформировать предложение для удовлетворения такого спроса. Имеющиеся в Томске турагентства не работают непосредственно с нашей целевой аудиторией. В рамках проекта будут разработаны туры с новой концепцией, отличающейся от тех, что существуют в настоящее время на туристическом рынке Томска. Мы предлагаем организовывать образовательные туры с акцентом не только на развлечения, но и на содержательную часть.

Для реализации проекта в ТГУ уже имеется сформированная целевая аудитория. Многие студенты из дальнего зарубежья обращаются к волонтерам и сотрудникам за помощью в организации поездок (помочь с транспортом, заказать хостел, порекомендовать российские города/места для посещения), а также охотно участвуют в поездках, организованных волонтерами (Шерегеш, Таловские чаши, Новосибирск). Каждый семестр около 100 студентов совершают туристические поездки за пределы Томска: Новосибирск, Алтай, Шерегеш, Байкал, Москва, Крым. Если предложение таких готовых экскурсионно-образовательных пакетов будет исходить от ТГУ, наши студенты выберут этот сервис, потому что они доверяют своему университету.

Необходимость работы с возрастающим спросом на кастомизированные туристические услуги обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, создание механизма по организации экскурсионно-образовательных маршрутов позволит ТГУ получить конкурентное преимущество в контексте комплексной интернационализации российского высшего образования. Помимо организации процессов адаптации, в настоящее время необходимо развивать уникальные студенческие сервисы, которые будут способствовать повышению привлекательности Томского государственного университета для иностранных абитуриентов.

Знакомство с университетом происходит не только в корпусах учебного заведения, университет – это и та среда (город, окрестности), в которой он находится. Смягчить переживание некомфортной зимы в Томске можно благодаря организации досуга иностранных студентов и работы с привлекательным для них авантюрным дискурсом Сибири, отличным от пространственных образов в других регионах России. Многие иностранные студенты только здесь впервые видят снег, не говоря о катании на лыжах или коньках.

Во-вторых, достижение цели по созданию экскурсионно-образовательных маршрутов будет помогать и в решении конкретных задач, стоящих перед подразделениями, работающими с обучающимися из дальнего зарубежья. В частности, формирование направленных потоков студентов-путешественников даст возможность контролировать их перемещения, не нарушая интересы и обеспечивая безопасность, и, тем самым, облегчит соблюдение миграционного учета.

Важен проект и с точки зрения формирования правильных ценностных ориентиров, для обеспечения процесса интеграции иностранных обучающихся в русскоязычную среду, знакомства с историей и традициями России, гармонизации межнациональных отношений, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей.

Реализация данного проекта актуальна и для региона в целом, ведь он будет способствовать повышению его привлекательности через знакомство иностранных студентов с природными, культурными и этническими особенностями Сибири.

2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).

Цель проекта – повышение уровня интеграции иностранных студентов ТГУ за счет расширения границ единого развивающего культурно-образовательного пространства.

Задачи проекта:

1. Сформировать предложение экскурсионных услуг, отвечающее познавательным запросам и потребностям иностранных студентов, обучающихся в ТГУ, и интегрированное в существующую среду.

2. Повысить привлекательность университетской среды, города и региона для потенциальных студентов.

К положительным сопутствующим эффектам создания пула работающих туристических предложений можно отнести следующее:

1) повышение лояльности студентов к ТГУ;

2) возможность использования экскурсионных материалов в рекрутинговых целях (фотоотчеты, видеосюжеты и т.д.);

3) возможность привлечения дополнительных средств в ТГУ;

4) расширение поля организационно-проектной деятельности для студентов (волонтеров) разных профилей подготовки (ФЖ, ФилФ, ФИЯ, ГГФ, ИФ, ИИК);

5) возможность подработки для студентов, занятых в проекте (работа гидами, координаторами, переводчиками);

6) создание работающего механизма привлечения иностранных студентов ТГУ и других вузов Томска к внутреннему туризму для повышения интереса к региону в целом.

Предполагается, что в дальнейшем результаты проекта будут распространяться и на студентов из ближнего зарубежья, и на русских студентов. Практика показывает, что совместные мероприятия, направленные на знакомство с историей и традициями России, одинаково интересны всем студентам.

3. Количественные результаты:

1. Количество разработанных маршрутов – 8 (2 маршрута по Томску, 3 маршрута по Томской области, 3 маршрута – туры в соседние регионы), например:

  • «В гости в «Околицу»»: однодневный тур в парк под открытым небом «Околица» (с. Зоркальцево): история создания парка, основные зоны, пикник, деревянная церковь с. Зоркальцево. Образовательный компонент: лингвострановедческий практикум, мастер-класс по традиционным групповым играм («Цепи кованы» и др.), мастер-класс по традиционным ремеслам («Птица счастья», «Крупеничка»), мастер-класс по выпечке пирогов.
  • «День в Новосибирске»: однодневный тур в Новосибирск: посещение зоопарка / аквапарка, театра Новосибирского академического театра оперы и балета. Образовательный компонент: лингвострановедческий практикум, тематический мастер-класс, квест.
  • «Его Величество Байкал»: обзорная экскурсия по Иркутску, посещение Иркутской слободы, путешествие по Кругобайкальской железной дороге, отдых на туристической базе на оз. Байкал. Образовательный компонент: лингвострановедческие практикумы, тематические мастер-классы, ролевые игры, квесты.
  • «Покоряя Алтай»: Чемал, Алтайский культурный центр (знакомство с культурой и обычаями народов Алтая), Камышлинский водопад, Талдинские пещеры, оз. Ая, оз. Телецкое. Образовательный компонент: лингвострановедческие практикумы, тематические мастер-классы, ролевые игры, квесты

2. Количество рекламных материалов:

  • 2 видеосюжета (для продвижения локальных и выездных экскурсионно-образовательных программ)
  • 2 макета буклета с детальной информацией (на русском и английском языках), тираж – 100 экз.
  • 2 макета афиши с краткой информацией (на русском и английском языках), тираж – 20 экз.
  • 18 макетов листовок с информацией о каждом туре (по 9 макетов на русском и английском языках), тираж – 200 шт.

3. Количество публикаций в СМИ и социальных сетях (анонсы, отчеты о поездках и т.д.) – 30 шт.

4. Количество проведенных промоакций для повышения интереса к разработанным турам (встречи с путешественниками, мастер-классы и т.д.) – 5.

5. Число студентов, заказавших разработанные экскурсионно-образовательные маршруты – 100 чел.

Рентабельность проекта

В первый год проекта финансирование требуется для разработки образовательного контекста и организационно-методического сопровождения.

На второй год проекта планируется переход на самоокупаемость и получение прибыли.

1. Первый год (2018) – запуск проекта.

1) Экскурсии по Томску и Томской области

Стоимость образовательной программы: 2000 рублей.

Количество студентов-участников: 50 чел.

2) Экскурсии по Сибири

Стоимость образовательной программы: 4000 рублей.

Количество участников: 50 чел.

Итого доход от экскурсионно-образовательных туров: 300 000 рублей.

2. Второй год (2019) – работа по организации туров в штатном режиме.

1) Экскурсии по Томску и Томской области

Стоимость образовательной программы: 2500 рублей.

Количество студентов-участников: 100 чел.

2) Экскурсии по Сибири

Стоимость образовательной программы: 4500 рублей.

Количество участников: 100 чел.

Итого доход от экскурсионно-образовательных туров: 700 000 рублей.

В дальнейшем предполагается расширение спектра экскурсионно-образовательных туров и увеличение потока студентов, заинтересованных в программах такого типа.

4. Этапы проекта:

1. Создание и утверждение паспорта проекта и иной проектной и сопутствующей документации – февраль - апрель 2018 г.

2. Разработка 4 "летних" туров: «Деревянные кружева г. Томска», экскурсия «Томск многонациональный», Алтай, оз. Байкал (разработка маршрута, подготовка методических материалов) – апрель - май 2018 г.

3. Разработка 4 "зимних" туров: обзорная экскурсия по Томску, «В гости в «Околицу», Новосибирск, Кузбасс (разработка маршрута, подготовка методических материалов) – июнь, август 2018 г.

4. Подготовка материалов для продвижения маршрутов (печатная продукция, видео и т. д.) – апрель - май 2018 г.; июнь - август 2018 г.

5. Продвижение маршрутов и набор студентов – май - июнь 2018 г.; август– сентябрь 2018 г.

6. Апробация туров – июнь – июль 2018 г.; октябрь 2018 - февраль 2019 г.

5. Заинтересованные стороны

Управление международных связей ТГУ, Управление социальной и молодежной политики ТГУ, учебные подразделения (факультеты и институты) ТГУ, Администрация Томской области.

6. Партнеры в реализации:

ООО «ТЭП «Томсктурист», ООО "Первый музей славянской мифологии", Управление информационной политики ТГУ, культурные учреждения и центры г. Томска.

7. Наличие ресурсов и потенциала для реализации проекта

Структуры:

1. Отдел социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов УМС ТГУ как организационная структура для осуществления взаимодействия с нужными подразделениями.

2. Коммуникативные площадки для продвижения экскурсионно-образовательных маршрутов:

1) Русский разговорный клуб (встречи проходят еженедельно), среднее количество участников одой встречи – 25 человек;

2) cпециализированные группы в социальных сетях ТГУ: общее количество подписчиков – 2157 чел.;

3) сайт Отдела социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов УМС ТГУ.

Опыт:

3. Опыт организации экскурсионных маршрутов для иностранных студентов во время проведения международных школ (от 70 до 100 студентов ежегодно).

4. Опыт проведения культурно-массовых мероприятий для студентов из дальнего зарубежья (800 человек посетили мероприятия в 2017 г.).

5. Опыт проведения ориентационных мероприятий для студентов.

6. Контакты и опыт взаимодействия с турфирмами и культурными учреждениями г. Томска и региона в организации экскурсионных маршрутов.

7. Наличие готового предложения по маршруту по Северной Осетии.

Человеческие ресурсы:

8. Студенты-волонтеры, готовые оказать содействие в реализации проекта, необходимое языковое сопровождение на английском и немецком языках (журналисты, переводчики, культурологи, международники), имеющие опыт в организации поездок для иностранных студентов, в сопровождении туристических групп.

9. Студенты магистерской программы “Русский язык как иностранный”, готовые помочь в разработке и апробации образовательного компонента экскурсий.

Авторы проекта:

Л.П. Жулёва, начальник Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС, доцент кафедры романо-германской филологии;

В.В. Кашпур, доцент кафедры романо-германской филологии;

Д.А. Олицкая, доцент кафедры романо-германской филологии;

С.В. Фащанова, доцент кафедры русского языка.

Команда проекта:

Ева Бурбо, ассистент кафедры программной инженерии ИПМКН;

А.С. Гринкевич, специалист Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС;

Л.П. Жулёва, начальник Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС, доцент кафедры романо-германской филологии;

В.В. Кашпур, доцент кафедры романо-германской филологии;

Д.А. Олицкая, доцент кафедры романо-германской филологии;

Н.Г. Нестерова, профессор кафедры русского языка.

Э.М. Садыкова, специалист Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС;

С.В. Фащанова, доцент кафедры русского языка;

Л.А. Шкумат, заместитель начальника УМС.

Исполнители проекта имеют опыт организации и проведения экскурсий в рамках реализации летних и зимних школ по русскому языку как иностранному, имеется методический задел для организации образовательного компонента: сотрудниками ФилФ издано учебное пособие “Русский клуб” (Томск, 2016. 112 с.) со сценариями организации мастер-классов по русской культуре.

8. Предполагаемые статьи расходов (300 000 руб.)

Статья расходов

Сумма (руб.)

1

Оплата труда команды проекта

203 000

2

Оборудование (ноутбук)

25 000

3

Информационно-рекламная продукция

60 000

4

Канцелярия

7 000

5

Расходные материалы

5 000

9. Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность инициативы)

Существует высокий и регулярный (каникулярное время) спрос на экскурсионные туры со стороны иностранных студентов ТГУ: каждый семестр около 100 студентов совершают туристические поездки за пределы Томска: Новосибирск, Алтай, Шерегеш, Байкал, Москва, Крым.

На данный момент отсутствует конкуренция среди вузов и турфирм в сфере организации и реализации образовательных экскурсионных туров в Томске и Сибири, в связи с чем целевая группа иностранных студентов, обучающихся в ТГУ, может быть расширена за счет иностранных студентов, обучающихся в других вузах Томска.

Опыт команды в работе с иностранными студентами (методическое сопровождение образовательного процесса, преподавание, проведение мастер-классов, организация и проведение культурно-образовательных туров) позволяет адаптировать существующие популярные маршруты под нужды целевой аудитории проекта и создать уникальное на данный момент предложение.

Интерес студентов к специально разработанным для них экскурсионно-образовательным маршрутам подтверждается большим количеством положительных отзывов, опубликованных в социальных сетях:

“The gladdest moment in human life, I think, is a departure into unknown lands” (Waleed Arshad, Winter IT School, Pakistan)

“…thanks to TSU Winter IT School I had the chance to challenge myself, to broaden my experiences.. Activities they've been held and prepared for me, from Russian traditional cuisine workshop to DogSledding – Barbeque have showed that all the staff, teachers, committee, and volunteers have put their best idea, heart and mind, into their job. … i still wanna say thank you TSU. Большое спасибо. Hope that i can come and visit you once more!

Hanna Soebari, Institut Technologi Sepuluh Nopember, Indonesia

10. Информация об авторе проекта

Лидия Петровна Жулёва (Дмитриева) – начальник Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС, доцент кафедры романо-германской филологии, кандидат филологических наук.

E-mail: lidiadmitrieva@ngs.ru

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Поддержали инициативу

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.