1. Обоснование актуальности для развития университета и университетской среды.
Идея проекта заключается в разработке самоокупаемых туристических образовательных маршрутов по Сибири для студентов из дальнего зарубежья. В случае успеха предлагаемые мероприятия могут стать первым этапом реализации более крупного проекта по организации студенческого туризма в ТГУ. Предполагается, что в дальнейшем будут запущены экскурсионно-образовательные туры по столицам и Золотому кольцу.
Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире (85% и более) предпочитают так называемый «полезный отдых» и свободный стиль путешествия. Это означает, что они заинтересованы не в стандартных туристических развлечениях и экскурсионных маршрутах, а ищут возможность увидеть страну (регион) «изнутри», глазами ее жителей, почувствовать на себе иные социальные и культурные условия и, главное, совместить отдых с образовательными целями. Наличие такого спроса зафиксировано в ТГУ организаторами постоянных Международных летних и зимних школ, а также волонтерами, работающими со студентами из дальнего зарубежья.
С другой стороны, опыт сотрудничества с турфирмами очевидно показывает, что они не готовы (по объективным и субъективным причинам) сформировать предложение для удовлетворения такого спроса. Имеющиеся в Томске турагентства не работают непосредственно с нашей целевой аудиторией. В рамках проекта будут разработаны туры с новой концепцией, отличающейся от тех, что существуют в настоящее время на туристическом рынке Томска. Мы предлагаем организовывать образовательные туры с акцентом не только на развлечения, но и на содержательную часть.
Для реализации проекта в ТГУ уже имеется сформированная целевая аудитория. Многие студенты из дальнего зарубежья обращаются к волонтерам и сотрудникам за помощью в организации поездок (помочь с транспортом, заказать хостел, порекомендовать российские города/места для посещения), а также охотно участвуют в поездках, организованных волонтерами (Шерегеш, Таловские чаши, Новосибирск). Каждый семестр около 100 студентов совершают туристические поездки за пределы Томска: Новосибирск, Алтай, Шерегеш, Байкал, Москва, Крым. Если предложение таких готовых экскурсионно-образовательных пакетов будет исходить от ТГУ, наши студенты выберут этот сервис, потому что они доверяют своему университету.
Необходимость работы с возрастающим спросом на кастомизированные туристические услуги обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, создание механизма по организации экскурсионно-образовательных маршрутов позволит ТГУ получить конкурентное преимущество в контексте комплексной интернационализации российского высшего образования. Помимо организации процессов адаптации, в настоящее время необходимо развивать уникальные студенческие сервисы, которые будут способствовать повышению привлекательности Томского государственного университета для иностранных абитуриентов.
Знакомство с университетом происходит не только в корпусах учебного заведения, университет – это и та среда (город, окрестности), в которой он находится. Смягчить переживание некомфортной зимы в Томске можно благодаря организации досуга иностранных студентов и работы с привлекательным для них авантюрным дискурсом Сибири, отличным от пространственных образов в других регионах России. Многие иностранные студенты только здесь впервые видят снег, не говоря о катании на лыжах или коньках.
Во-вторых, достижение цели по созданию экскурсионно-образовательных маршрутов будет помогать и в решении конкретных задач, стоящих перед подразделениями, работающими с обучающимися из дальнего зарубежья. В частности, формирование направленных потоков студентов-путешественников даст возможность контролировать их перемещения, не нарушая интересы и обеспечивая безопасность, и, тем самым, облегчит соблюдение миграционного учета.
Важен проект и с точки зрения формирования правильных ценностных ориентиров, для обеспечения процесса интеграции иностранных обучающихся в русскоязычную среду, знакомства с историей и традициями России, гармонизации межнациональных отношений, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей.
Реализация данного проекта актуальна и для региона в целом, ведь он будет способствовать повышению его привлекательности через знакомство иностранных студентов с природными, культурными и этническими особенностями Сибири.
2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).
Цель проекта – повышение уровня интеграции иностранных студентов ТГУ за счет расширения границ единого развивающего культурно-образовательного пространства.
Задачи проекта:
1. Сформировать предложение экскурсионных услуг, отвечающее познавательным запросам и потребностям иностранных студентов, обучающихся в ТГУ, и интегрированное в существующую среду.
2. Повысить привлекательность университетской среды, города и региона для потенциальных студентов.
К положительным сопутствующим эффектам создания пула работающих туристических предложений можно отнести следующее:
1) повышение лояльности студентов к ТГУ;
2) возможность использования экскурсионных материалов в рекрутинговых целях (фотоотчеты, видеосюжеты и т.д.);
3) возможность привлечения дополнительных средств в ТГУ;
4) расширение поля организационно-проектной деятельности для студентов (волонтеров) разных профилей подготовки (ФЖ, ФилФ, ФИЯ, ГГФ, ИФ, ИИК);
5) возможность подработки для студентов, занятых в проекте (работа гидами, координаторами, переводчиками);
6) создание работающего механизма привлечения иностранных студентов ТГУ и других вузов Томска к внутреннему туризму для повышения интереса к региону в целом.
Предполагается, что в дальнейшем результаты проекта будут распространяться и на студентов из ближнего зарубежья, и на русских студентов. Практика показывает, что совместные мероприятия, направленные на знакомство с историей и традициями России, одинаково интересны всем студентам.
3. Количественные результаты:
1. Количество разработанных маршрутов – 8 (2 маршрута по Томску, 3 маршрута по Томской области, 3 маршрута – туры в соседние регионы), например:
- «В гости в «Околицу»»: однодневный тур в парк под открытым небом «Околица» (с. Зоркальцево): история создания парка, основные зоны, пикник, деревянная церковь с. Зоркальцево. Образовательный компонент: лингвострановедческий практикум, мастер-класс по традиционным групповым играм («Цепи кованы» и др.), мастер-класс по традиционным ремеслам («Птица счастья», «Крупеничка»), мастер-класс по выпечке пирогов.
- «День в Новосибирске»: однодневный тур в Новосибирск: посещение зоопарка / аквапарка, театра Новосибирского академического театра оперы и балета. Образовательный компонент: лингвострановедческий практикум, тематический мастер-класс, квест.
- «Его Величество Байкал»: обзорная экскурсия по Иркутску, посещение Иркутской слободы, путешествие по Кругобайкальской железной дороге, отдых на туристической базе на оз. Байкал. Образовательный компонент: лингвострановедческие практикумы, тематические мастер-классы, ролевые игры, квесты.
- «Покоряя Алтай»: Чемал, Алтайский культурный центр (знакомство с культурой и обычаями народов Алтая), Камышлинский водопад, Талдинские пещеры, оз. Ая, оз. Телецкое. Образовательный компонент: лингвострановедческие практикумы, тематические мастер-классы, ролевые игры, квесты
2. Количество рекламных материалов:
- 2 видеосюжета (для продвижения локальных и выездных экскурсионно-образовательных программ)
- 2 макета буклета с детальной информацией (на русском и английском языках), тираж – 100 экз.
- 2 макета афиши с краткой информацией (на русском и английском языках), тираж – 20 экз.
- 18 макетов листовок с информацией о каждом туре (по 9 макетов на русском и английском языках), тираж – 200 шт.
3. Количество публикаций в СМИ и социальных сетях (анонсы, отчеты о поездках и т.д.) – 30 шт.
4. Количество проведенных промоакций для повышения интереса к разработанным турам (встречи с путешественниками, мастер-классы и т.д.) – 5.
5. Число студентов, заказавших разработанные экскурсионно-образовательные маршруты – 100 чел.
Рентабельность проекта
В первый год проекта финансирование требуется для разработки образовательного контекста и организационно-методического сопровождения.
На второй год проекта планируется переход на самоокупаемость и получение прибыли.
1. Первый год (2018) – запуск проекта.
1) Экскурсии по Томску и Томской области
Стоимость образовательной программы: 2000 рублей.
Количество студентов-участников: 50 чел.
2) Экскурсии по Сибири
Стоимость образовательной программы: 4000 рублей.
Количество участников: 50 чел.
Итого доход от экскурсионно-образовательных туров: 300 000 рублей.
2. Второй год (2019) – работа по организации туров в штатном режиме.
1) Экскурсии по Томску и Томской области
Стоимость образовательной программы: 2500 рублей.
Количество студентов-участников: 100 чел.
2) Экскурсии по Сибири
Стоимость образовательной программы: 4500 рублей.
Количество участников: 100 чел.
Итого доход от экскурсионно-образовательных туров: 700 000 рублей.
В дальнейшем предполагается расширение спектра экскурсионно-образовательных туров и увеличение потока студентов, заинтересованных в программах такого типа.
4. Этапы проекта:
1. Создание и утверждение паспорта проекта и иной проектной и сопутствующей документации – февраль - апрель 2018 г.
2. Разработка 4 "летних" туров: «Деревянные кружева г. Томска», экскурсия «Томск многонациональный», Алтай, оз. Байкал (разработка маршрута, подготовка методических материалов) – апрель - май 2018 г.
3. Разработка 4 "зимних" туров: обзорная экскурсия по Томску, «В гости в «Околицу», Новосибирск, Кузбасс (разработка маршрута, подготовка методических материалов) – июнь, август 2018 г.
4. Подготовка материалов для продвижения маршрутов (печатная продукция, видео и т. д.) – апрель - май 2018 г.; июнь - август 2018 г.
5. Продвижение маршрутов и набор студентов – май - июнь 2018 г.; август– сентябрь 2018 г.
6. Апробация туров – июнь – июль 2018 г.; октябрь 2018 - февраль 2019 г.
5. Заинтересованные стороны
Управление международных связей ТГУ, Управление социальной и молодежной политики ТГУ, учебные подразделения (факультеты и институты) ТГУ, Администрация Томской области.
6. Партнеры в реализации:
ООО «ТЭП «Томсктурист», ООО "Первый музей славянской мифологии", Управление информационной политики ТГУ, культурные учреждения и центры г. Томска.
7. Наличие ресурсов и потенциала для реализации проекта
Структуры:
1. Отдел социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов УМС ТГУ как организационная структура для осуществления взаимодействия с нужными подразделениями.
2. Коммуникативные площадки для продвижения экскурсионно-образовательных маршрутов:
1) Русский разговорный клуб (встречи проходят еженедельно), среднее количество участников одой встречи – 25 человек;
2) cпециализированные группы в социальных сетях ТГУ: общее количество подписчиков – 2157 чел.;
3) сайт Отдела социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов УМС ТГУ.
Опыт:
3. Опыт организации экскурсионных маршрутов для иностранных студентов во время проведения международных школ (от 70 до 100 студентов ежегодно).
4. Опыт проведения культурно-массовых мероприятий для студентов из дальнего зарубежья (800 человек посетили мероприятия в 2017 г.).
5. Опыт проведения ориентационных мероприятий для студентов.
6. Контакты и опыт взаимодействия с турфирмами и культурными учреждениями г. Томска и региона в организации экскурсионных маршрутов.
7. Наличие готового предложения по маршруту по Северной Осетии.
Человеческие ресурсы:
8. Студенты-волонтеры, готовые оказать содействие в реализации проекта, необходимое языковое сопровождение на английском и немецком языках (журналисты, переводчики, культурологи, международники), имеющие опыт в организации поездок для иностранных студентов, в сопровождении туристических групп.
9. Студенты магистерской программы “Русский язык как иностранный”, готовые помочь в разработке и апробации образовательного компонента экскурсий.
Авторы проекта:
Л.П. Жулёва, начальник Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС, доцент кафедры романо-германской филологии;
В.В. Кашпур, доцент кафедры романо-германской филологии;
Д.А. Олицкая, доцент кафедры романо-германской филологии;
С.В. Фащанова, доцент кафедры русского языка.
Команда проекта:
Ева Бурбо, ассистент кафедры программной инженерии ИПМКН;
А.С. Гринкевич, специалист Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС;
Л.П. Жулёва, начальник Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС, доцент кафедры романо-германской филологии;
В.В. Кашпур, доцент кафедры романо-германской филологии;
Д.А. Олицкая, доцент кафедры романо-германской филологии;
Н.Г. Нестерова, профессор кафедры русского языка.
Э.М. Садыкова, специалист Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС;
С.В. Фащанова, доцент кафедры русского языка;
Л.А. Шкумат, заместитель начальника УМС.
Исполнители проекта имеют опыт организации и проведения экскурсий в рамках реализации летних и зимних школ по русскому языку как иностранному, имеется методический задел для организации образовательного компонента: сотрудниками ФилФ издано учебное пособие “Русский клуб” (Томск, 2016. 112 с.) со сценариями организации мастер-классов по русской культуре.
8. Предполагаемые статьи расходов (300 000 руб.)
№ |
Статья расходов |
Сумма (руб.) |
1 |
Оплата труда команды проекта |
203 000 |
2 |
Оборудование (ноутбук) |
25 000 |
3 |
Информационно-рекламная продукция |
60 000 |
4 |
Канцелярия |
7 000 |
5 |
Расходные материалы |
5 000 |
9. Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность инициативы)
Существует высокий и регулярный (каникулярное время) спрос на экскурсионные туры со стороны иностранных студентов ТГУ: каждый семестр около 100 студентов совершают туристические поездки за пределы Томска: Новосибирск, Алтай, Шерегеш, Байкал, Москва, Крым.
На данный момент отсутствует конкуренция среди вузов и турфирм в сфере организации и реализации образовательных экскурсионных туров в Томске и Сибири, в связи с чем целевая группа иностранных студентов, обучающихся в ТГУ, может быть расширена за счет иностранных студентов, обучающихся в других вузах Томска.
Опыт команды в работе с иностранными студентами (методическое сопровождение образовательного процесса, преподавание, проведение мастер-классов, организация и проведение культурно-образовательных туров) позволяет адаптировать существующие популярные маршруты под нужды целевой аудитории проекта и создать уникальное на данный момент предложение.
Интерес студентов к специально разработанным для них экскурсионно-образовательным маршрутам подтверждается большим количеством положительных отзывов, опубликованных в социальных сетях:
“The gladdest moment in human life, I think, is a departure into unknown lands” (Waleed Arshad, Winter IT School, Pakistan)
“…thanks to TSU Winter IT School I had the chance to challenge myself, to broaden my experiences.. Activities they've been held and prepared for me, from Russian traditional cuisine workshop to DogSledding – Barbeque have showed that all the staff, teachers, committee, and volunteers have put their best idea, heart and mind, into their job. … i still wanna say thank you TSU. Большое спасибо. Hope that i can come and visit you once more!
Hanna Soebari, Institut Technologi Sepuluh Nopember, Indonesia
10. Информация об авторе проекта
Лидия Петровна Жулёва (Дмитриева) – начальник Отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов УМС, доцент кафедры романо-германской филологии, кандидат филологических наук.
E-mail: lidiadmitrieva@ngs.ru