Центр конструирования и пилотирования авиамоделей
Актуальность
«История любого современного самолета начинается задолго до того, как он впервые полетит в небо. Прежде следует бесценный опыт, накопленный предыдущими поколениями. Затем – предвидения ученых, талант инженеров и конструкторов. Лишь вобрав в себя все лучшее и новое, самолет может стать уникальным, неповторимым»
МиГ-29 – фронтовой истребитель.
Огромную роль в научно-техническом развитии играет авиация. С появлением авиации в XX веке и ее развитием ускорились пассажиро- и грузоперевозки, появился доступ к отдаленным районам и районам в труднодоступных местностях, появилась возможность проведения анализа местности с высоты птичьего полета и прогнозирования погоды. И это только небольшой список тех колоссальных возможностей, которые открыла авиация. Кузницей кадров для авиационной промышленности со времен СССР был и есть авиамоделизм. Технический авиамоделизм позволяет решать немаловажные задачи в научно-техническом эксперименте создания летательных аппаратов. Этим определяется его прикладное значение. Кроме этого, авиамоделизм дает хорошее представление о роли каждой из инженерных наук реальной авиационной промышленности. Сегодняшние технологии, материалы и их дешевизна позволяют конструировать уникальные по своим характеристикам авиамодели и беспилотники. Цель их применения очень обширна: от фан-флаера (игрушки для демонстративных полетов) до промышленного транспортного беспилотника для доставки мелких грузов.
Мы считаем, что разработка, конструирование и пилотирование авиамоделей и беспилотников со школьниками и студентами создадут некую научно-производственную среду в стенах университета и отличительную особенность ТГУ в Сибирском Федеральном округе. Это окажет положительный эффект как на образовательный процесс, так и на привлекательность вуза для абитуриентов. Такие центры уже успешно функционируют в Московском авиационном институте (Центр авиамодельного творчества учащихся – ЦАТУ МАИ), в Оренбургском государственном университете (Авиамодельная лаборатория ОГУ), в ОАО «Ил» и многих других учебных заведениях и предприятиях РФ.
Студенты кафедры прикладной аэромеханики физико-технического факультета преимущественно занимаются математическим моделированием аэро- и газодинамики и тепломассобмена. В других подразделениях факультета студенты занимаются созданием информатизированных систем управления, моделированием динамики твердого тела, динамики горения. В перспективе рассматривается введение практических лабораторных курсов на базе центра конструирования и пилотирования авиамоделей. В рамках курса студенты будут изготавливать физические модели для проведения научных экспериментов. Натурный эксперимент создаст возможность студентам верифицировать их математические модели. Такая комбинация теоретической и экспериментальной частей повысит интерес у студентов к выполнению исследовательских работ.
Основная идея
Основная идея заключается в создании центра конструирования и пилотирования авиамоделей на базе физико-технического факультета ТГУ.
Цели:
- Организация практических занятий по конструированию и пилотированию авиамоделей и беспилотников.
- Повышение интереса у обучающихся, в том числе и школьников, к авиамодельному спорту и создание условий для индивидуального развития их творческого потенциала.
- Повышение привлекательности образовательных программ Университета.
Задачи:
- Найти помещение и организовать рабочие места для занятий;
- Оборудовать рабочие места необходимыми инструментами;
- Собрать группу (несколько групп) из школьников и студентов, заинтересованных в авиамоделизме. Предполагается во время практических занятий разбивать обучающихся на группы до 6 человек;
- Организовать регулярные теоретические и практические занятия.
Задачи занятий:
1. Образовательные:
- Познакомить с основами авиации и основными путями ее развития;
- Познакомить обучающихся с различными техническими устройствами, применяемыми в малой и большой авиации: летательные аппараты, их типы, типы компоновок, принципы полета;
- Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства (воздушные змеи, свободнолетающие планеры, радиоуправляемые летательные аппараты и т.д.);
- Научить выполнять инженерные расчеты и работать с технической литературой;
2. Воспитательные:
- Сформировать активную жизненную позицию и широкий кругозор личности;
- Подготовить к труду и осознанному выбору профессии;
3. Развивающие:
- Развитие творческих способностей у обучающихся;
- Формирование конструкторских навыков и умений;
- Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом;
- Формирование инновационного мышления.
Несмотря на то, что основное направление центра – аэрокосмическая / авиационная инженерия, авиамоделизм включает в себя множество междисциплинарных направлений инженерной деятельности: гидро- и аэромеханика, механика твердых тел, электротехника, радиоэлектроника, компьютерные науки, в том числе дизайн и разработка 3D моделей и последующий 3D принтинг (создание 3D прототипа модели).
Срок реализации –1 год
Предполагаемые заинтересованные стороны
- Рядовой старшеклассник;
- Студенты ТГУ и других учебных заведений;
- Управление нового набора ТГУ (приемная комиссия ТГУ);
- Физико-технический факультет ТГУ и возможно другие факультеты;
- Авиамодельный кружок во Дворце творчества детей и молодежи г.Томска.
Предполагаемые результаты
- Организация регулярных занятий по разработке, конструированию и пилотированию авиамоделей и беспилотников.
- Постройка обучающимися схематических моделей планеров, самолетов и простейших вертолетов.
- Разработка и конструирование радиоуправляемых моделей.
- Возможное выступление на соревнованиях и чемпионатах по авиамодельному спорту в г.Томске и других городах.
- Сотрудничество с подразделениями Физико-технического факультета и возможное введение практических лабораторных курсов для студентов ФТФ и других факультетов
Описание требуемых ресурсов
Для проведения занятий мы нуждаемся в помещении, оборудованном рабочими столами с необходимым набором инструментов, паяльниками для сборки электроники авиамоделей, ЧПУ-лазерным/фрезерным станком и 3D-принтером для изготовления деталей сложной формы и прочими расходными материалами.
На втором этапе предполагается разработка и конструирование трех или четырех радиоуправляемых авиамоделей. Кроме расходных материалов для изготовления авиамоделей, для их успешной постройки мы нуждаемся в аппаратуре радиоуправления, т.е. в приемнике-передатчике, исполнительных механизмах, и прочей вспомогательной электронике.
Предполагаемые расходы
Ниже приведена смета предполагаемых расходов с указанием наименования и количества необходимых элементов.
Наименование |
Кол-во, шт |
Затраты, р |
Рабочие столы |
||
|
6 |
12 000 |
Инструменты |
||
|
6 |
3 000 |
|
3 |
1 500 |
|
3 |
6 000 |
|
6 |
1 200 |
|
6 |
2 100 |
|
6 |
3 000 |
|
6 |
1 800 |
|
6 |
3 000 |
|
1 |
70 000 |
|
1 |
20 000 |
Итого (инструменты) |
111 600 |
|
Аппаратная часть |
|
|
|
4 |
14 000 |
|
25 |
5 000 |
|
6 |
3 600 |
|
6 |
2 500 |
|
7 |
6 300 |
|
3 |
2 500 |
Итого (аппаратная часть) |
33 900 |
|
Расходные материалы |
|
|
|
- |
5 000 |
|
- |
1 000 |
|
10 |
2 000 |
|
- |
3 000 |
|
1 |
1 000 |
|
- |
1 000 |
|
- |
1 000 |
|
- |
2 000 |
Итого (расходные материалы) |
16 000 |
|
ИТОГО |
173 500 |
Информация об авторе проекта
Куат Исмаилов
E-mail: mendikjan@gmail.com
Тел.: +79528988697
Студент 1-го курса магистратуры кафедры прикладной аэромеханики физико-технического факультета ТГУ. В своей исследовательской работе я занимаюсь моделированием двухфазных закрученных турбулентных течений, написал код программы для визуализации результатов расчета течений. Интересуюсь моделированием физических процессов тепломассопереноса и аэродинамики, увлекаюсь беспилотными системами, летательными аппаратами и микросистемной авионикой. Самостоятельно разрабатываю, конструирую и запускаю авиамодели. В настоящее время пилотирую радиоуправляемый пилотажный планер.
Отличная академическая успеваемость, победитель вузовских, городских и областных олимпиад по физике, математике, теоретической механике и программированию. Участник Всероссийской олимпиады по физике. Финалист Всероссийской научно-интеллектуальной игры ScienceGame. Имею две публикации по результатам научно-исследовательской работы.
Образование
Томский государственный университет, Томск, РФ
Кафедра прикладной аэромеханики, Физико-технический факультет
9/2016 – настоящее время
Направление подготовки: «Аддитивные газофазные технологии и компьютерное моделирование в технической физике»
- Студент 1-го курса магистратуры;
- Отличная академическая успеваемость;
- Название исследовательской работы: «Моделирование закрученного турбулентного течения в воздушно-центробежном классификаторе»;
Томский государственный университет, Томск, РФ
Кафедра прикладной аэромеханики, Физико-технический факультет
9/2012 – 7/2016
Бакалавр по направлению «техническая физика»
- Диплом с отличием;
- Название выпускной квалификационной работы: «Моделирование аэродинамики и теплообмена сепарационной зоны в воздушно-центробежном классификаторе;
Уштобинская средняя школа, с.Уштобе, Республика Казахстан
окончил в 2012 году
- Победитель районных, областных и республиканских олимпиад по физике;
- Участник VIII Международной Жаутыковской олимпиаде по физике;
Трудовой опыт
Межрегиональный супервычислительный центр ТГУ
Техник
- Техническое сопровождение суперкомпьютера СКИФ Cyberia;
Владение языками
Английский: Advanced (продвинутый);
Русский: свободно, родной;
Казахский: свободно, родной;
Дополнительная информация
Спортсмен-парапланерист, член Томского клуба сверхлегкой авиации СЛА ТГУ-СФТИ, авиамоделист.
Anuar
С детства мечтал создавать свои авиамодели. Классная идея проекта создания центра конструирования и пилотирования авиамоделей. Думаю будет очень интересно =).