Актуальность

Условия, сложившиеся из-за обострившейся эпидемиологической ситуации, затронули все библиотеки страны. Прекратилось обслуживание пользователей, библиотеки приостановили выдачу литературы.

Научная библиотека ТГУ обладает уникальным фондом печатных документов для ведения образовательной, исследовательской, научной и культурно-просветительской деятельности университета. После перехода на дистанционный формат обучения она также не смогла предоставить студентам возможность физического посещения библиотеки. Между тем потребность в использовании печатных ресурсов осталась высокой. Очевидно, что необходимо научиться использовать современные возможности для коммуникаций и внедрять новые форматы работы с печатным фондом.

В качестве успешного кейса осуществления подобной работы можно говорить о студии звукозаписи Российской государственной библиотекой молодёжи. Они оборудовали подобное особое пространство, где теперь проходят лекции, мастер-классы и тематические встречи, можно ознакомиться с ретротехникой и музыкальными инструментами, прослушать хранящиеся в библиотеке виниловые пластинки и вообще получить доступ к фонотеке. Помещения сдаются в аренду для записи. Похожий кейс есть и у ВШЭ, оборудовавшей несколько отдельных студий с различным техническим наполнением.

Отдел основного фонда Научной библиотеки активно участвует в культурно-просветительской и образовательной работе со школьниками, преподавателями, студентами и гостями университета, принимает участие в реализации двух программ, разработанных Экскурсионно-просветительским центром музеев ТГУ: «Страна ТГУ» и «Мой ТГУ». Студенты не только приходят сюда на экскурсии, но и работают с оригиналами документов, создавая свой собственный видео- и фотоконтент в рамках учебных практик.

Создание медиаконтента позволит преподавателям использовать документальное наследие в удобных форматах восприятия информации в образовательном процессе, а Научной библиотеке ТГУ раскрывать фонды с целью расширения культурно-просветительской работы и продвижения культурного наследия ТГУ.

Цель проекта:

Обеспечение видимости и доступности печатных документов закрытого хранилища через создание открытого канала взаимодействия университетского сообщества и Научной библиотеки Томского государственного университета.

Задачи проекта:

  1. Создание аудио-, фото- и видеоконтента на основе печатных документов НБ ТГУ для обеспечения образовательной работы по запросам университетского сообщества.
  2. Организация помещения, оснащённого профессиональным оборудованием для создания аудио-, фото- и видеоконтента.
  3. Организация канала взаимодействия с университетским сообществом для оперативного получения запроса и обратной связи.
  4. Получение новых медиакомпетенций сотрудниками НБ в рамках цифровой трансформации процессов в библиотеке и университете.
  5. Расширение культурно-просветительской деятельности, продвижение контента.

Идея проекта

Организация системной работы, направленной на раскрытие и обеспечение доступа к печатным ресурсам НБ ТГУ через внедрение современных форматов работы по созданию образовательного медиаконтента.

Научная библиотека готова выступить для университетского сообщества партнёром по подбору необходимых материалов и созданию на их основе образовательного медиаконтента (учебные, справочные, научно-популярные и др. материалы). В данный момент уже имеются запросы от преподавателей факультетов на создание онлайн экскурсий и подкастов на интересующую преподавателей тему. Например, среди существующих запросов уже есть запрос факультета физической культуры на создание медиаконтента по истории Олимпийских игр.

В этом процессе планируется привлечение студентов-волонтёров, которые будут помогать обрабатывать медиафайлы или подготавливать в соответствии с ГОСТ список задействованных ресурсов с образовательным контентом. Эта работа поможет укрепить технические навыки (hard skills) в программах для обработки фотографий и монтажа видео- и аудиозаписей, универсальные навыки (soft skills) по рабочей этике, работе в команде и личностному развитию. Полученные навыки помогут развить свои компетенции в сфере организационно-управленческой деятельности и осуществлении межличностной и межкультурной коммуникации в профессионально-деловой сфере.

В контексте развития «Большого университета» подготовленные ресурсы могут быть использованы и преподавателями других вузов Томска.

В рамках проекта планируется:

  • создание фото-, видео- и аудиоконтента (подкасты, лонгриды, онлайн-экскурсии) по запросам преподавателей;
  • организация помещения для проведения съёмки;
  • организация канала коммуникаций для оперативного взаимодействия заказчика и исполнителя;
  • повышение квалификации в области создания медиаконтента.

В дальнейшем предполагается развитие проекта:

  • в перспективе оборудованное помещение может использоваться не только сотрудниками НБ ТГУ в создании медиаконтента, но и студентами в рамках их образовательных практик;
  • сотрудниками НБ ТГУ может оказываться методическая помощь студентам при реализации их проектов, основанных на использовании документального фонда НБ ТГУ;
  • предполагается увеличение количества партнеров, что обеспечит его масштабирование.

Номинация: Разработка, апробация или адаптация сервисов поиска образовательного контента в соответствии с запросами и интересами обучающихся.

Этапы и сроки

Этапы проекта:

Подготовительный этап: июль – октябрь 2020 г.

– Закупка оборудования:

  • приобретение профессионального оборудования;
  • подготовка служебного помещения для размещения оборудования.

– Взаимодействие с факультетами:

  • составление образца для предоставления технического задания;
  • создание формы для анкетирования преподавателей факультетов;
  • подготовка средств обратной связи (отдельная электронная почта проекта, анкета с закрытыми и открытыми вопросами по уровню удобства использования услуги);
  • получение запросов от факультетов, их обсуждение и уточнение;
  • разработка плана создания контента (сроки проведения исследовательской работы, утверждение получившегося материала с пользователем услугой, сроки проведения записи/съёмок, сроки обработки материалов, утверждение конечного продукта, внесение, при необходимости, корректировок);

– Набор студентов-волонтёров с помощью Управления социальной и молодежной политики ТГУ.

– Публикация информации о проекте:

  • написание постов о проекте в официальных группах НБ и ТГУ в социальных сетях, а также размещение информации на сайтах НБ и ТГУ, не менее 3.

– Прохождение сотрудниками курсов повышения медиакомпетенций (в рамках повышения квалификации НБ ТГУ).

Основной этап: октябрь – декабрь 2020 г.

– разработка онлайн-экскурсии: проработка маршрута, написание текста на русском и английском языках, съёмка.

– проведение онлайн-экскурсий для студентов, не менее 2.

– разработка подкастов: осуществление технического задания, непосредственно создание контента (сбор материала, фотографирование и/или сканирование необходимого материала, написание текста, запись аудио или видео материалов, монтаж), не менее 5.

– Привлечение студентов-волонтёров к обработке отснятого материала, подготовке в соответствии с ГОСТ списков задействованных ресурсов с образовательным контентом.

– Публикация информации о проекте:

  • написание постов о проекте в официальных группах НБ и ТГУ в социальных сетях, а также размещение информации на сайтах НБ и ТГУ, не менее 5.

Заключительный этап: декабрь 2020 г. – январь 2021 г.

– Сбор результатов анкетирования, анализ.

– Написание постов о проекте в официальных группах НБ и ТГУ в социальных сетях, а также размещение информации на сайтах НБ и ТГУ, не менее 2.

– Проведение мероприятия (вебинара) с участниками проекта и всеми заинтересованными лицами. Оглашение результатов обратной связи и всей проделанной работы.

– Подготовка отчета по проекту.


Результаты

Количественные результаты:

  • обращения к материалам, созданным в рамках проекта – не менее 500;
  • задействовано ресурсов с образовательным контентом с привлечением документов ООФ НБ ТГУ – не менее 100;
  • создан шаблон технического задания – 1 ед.;
  • создана анкета для обратной связи – 1 ед.;
  • создана онлайн-экскурсия – не менее 1 ед.;
  • проведено онлайн-экскурсий – не менее 2-х ед. (на русском и английском языках), не менее 50 человек;
  • создано подкастов – не менее 5 ед.;
  • написано постов о проекте в официальных группах НБ и ТГУ в социальных сетях – не менее 10 ед.;
  • повышен уровень профессиональных компетенций – 5-7 человек.

Качественные результаты:

  • укреплена сеть межструктурных связей с факультетами ТГУ;
  • расширена культурно-просветительская и образовательная работа Отдела основного фонда НБ ТГУ.

Ресурсы

Материальные ресурсы:
служебное помещение, которое можно использовать как место для фото-, видеосъёмки и аудиозаписи; фонд печатных документов в размере более 3 млн. ед. хранения.

Человеческие, социальные и инфраструктурные ресурсы:
квалифицированные сотрудники ТГУ с опытом образовательной и исследовательской работы, софинансирование прохождения курсов по повышению медиакомпетенций задействованных в проекте сотрудников со стороны Научной библиотеки ТГУ.

Партнеры в реализации проекта:

  • Филологический факультет (кафедра общего литературоведения, издательского дела и редактирования).
  • Факультет журналистики (кафедра теории и практики журналистики, преп. Жилякова Н. В.).
  • Факультет инновационных технологий (кафедра информационного обеспечения инновационной деятельности, преп. Погуда А. А.).
  • Институт прикладной математики и компьютерных наук (кафедра компьютерной безопасности, преп. Самохина С. И.).
  • Управление социальной и молодежной политики ТГУ (Васильев А. В.).
  • Факультет физической культуры (кафедра физической культуры и спорта, преп. Калашникова В. С.).

Бюджет

Необходимое оборудование: 281180,90 рублей.

Заработная плата: 5000 рублей.

Итого: 286180,90 рублей.

Необходимое оборудование:

№№

Наименование

По состоянию на 01.06.2020

1

Накамерный микрофон Rode VideoMic Pro Rycote

16819

2

Зеркальный фотоаппарат Nikon D750 Body

102018,40

3

Универсальный зум-объектив Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM

51689

4

Комплект постоянного света FST-006

18357,90

5

Микрофон Boya BY-M1DM двойной петличный со стереоразъёмом

2492,60

6

Штатив Hama Star-63 с сумкой (4163)

2075,70

7

Фон виниловый FST белый 1,60м*3,40м

4096,40

8

Удлинитель LEGRAND Стандарт 6 гн 5м

1980

9

Карта памяти SanDisk Extreme Pro SDXC 64GB Class 10 V30 UHS-I (U3) 170MB/s

3795

10

23.8" Моноблок Lenovo IdeaCentre A340-24IWL [F0E800L7RK]

69606,90

11

Система установки фона Raylab BS002 2,6*3м с телескопической перекладиной

8250

ИТОГО:

281180,9

Заработная плата

№№

Заработная плата

Сумма

Заработная плата менеджеру проекта

5000

ИТОГО:

5000


Менеджер проекта:

Березовская Анастасия Александровна, ведущий библиотекарь Сектора хранения книг Отдела основного фонда. Окончила бакалавриат Филологического факультета Томского государственного университета по направлению «Филология», окончила с отличием автономную магистерскую программу «Цифровые технологии в издательском деле». Участник проекта «В плену книжных стеллажей», победителя 5-го конкурса программы социальных инвестиций компании СИБУР «Формула хороших дел».

Сервисная группа:

Канаки Ирина Адольфовна, заведующая Сектором хранения книг Отдела основного фонда. Окончила специалитет Факультета иностранных языков Томского педагогического института по направлению «учитель английского языка». Участник проекта «В плену книжных стеллажей», победителя 5-го конкурса программы социальных инвестиций компании СИБУР «Формула хороших дел».

Шабурова Любовь Григорьевна, главный библиотекарь Сектора хранения книг Отдела основного фонда. Окончила специалитет Факультета психологии Томского государственного университета по направлению «Педагогика и психология», педагог-психолог по образованию.

Щербинина Александра Андреевна, библиотекарь II категории Сектора хранения периодических изданий Отдела основного фонда. Окончила бакалавриат Филологического факультета Томского государственного университета по направлению «Издательское дело», обучается в магистратуре по направлению «Цифровые технологии в издательском деле».

К созданию и продвижению данного проекта могут быть привлечены другие сотрудники НБ ТГУ, а также приглашенные эксперты, в роли которых могут выступить преподаватели факультетов и сами студенты. Для данных преподавателей Отдел основного фонда НБ ТГУ является важным источником для культурно-просветительской деятельности на факультетах, а также для образовательной и исследовательской работы их студентов.

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.