1. Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.
Разрабатывая программу повышения международной конкурентоспособности, Томский государственный университет выделил базовые характеристики целевой модели выпускника: развитая личность, способная действовать поверх профессиональных границ и создающая новую технологическую и социальную реальность в области повышения качества жизни человека в постиндустриальном обществе. Поэтому стратегическим ориентиром для университета сегодня является создание системы выявления талантливых школьников, их раннего привлечения в университетскую среду для формирования качеств «своего» абитуриента, т.е. мотивированного и подготовленного к обучению по внутренним корпоративным стандартам университета. Это требует от ТГУ, помимо успешной практики партнерства с системой общего образования, разработки комплекса методов и инструментов, позволяющего выявлять перспективных старшеклассников в социальных сетях и проводить с ними системную работу по включению в среду университета. Такой подход позволит университету выходить за границы своего территориального присутствия и активно искать и привлекать таланты на территориях соседних регионов без существенного увеличения финансовых издержек.
2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).
В 2017 году в рамках исследовательского проекта РФФИ выявлена зависимость между когнитивными особенностями школьников и их поведением в социальной сети, разработаны методы прогнозирования уровня одаренности старшеклассника по его профилю в Вконтакте. В 2018 году предлагаем использовать эти результаты на практике для:
- выявления на территории СФО абитуриентов с признаками одаренности и высокой мотивации к обучению,
- отбор среди выявленных абитуриентов в бакалавриат наиболее перспективных,
- выстраивание индивидуальной коммуникации с каждым из выбранных абитуриентов,
- формирование персональных рекомендаций каждому из абитуриентов с учетом его интересов и потребностей,
- разработка стратегии информационного сопровождения рекрутинговой кампании ТГУ в соцети, ориентированной на абитуриентов с высоким потенциалом,
- отслеживание результатов привлечения и поступления абитуриентов с высоким потенциалом, привлеченных через социальную сеть.
3. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.
- Анализ профилей не менее 100 тысяч абитуриентов СФО
- Составление 6 рейтингов абитуриентов по целевым критериям отбора: мотивация к изучению предметов определенного направления (гуманитарные, точные и естественные науки), интеллект, креативность, личностная мотивация.
- Составление сводного рейтинга учитывающего все целевые критерии отбора.
- Разработка и поддержка в период приёмной кампании 3 специализированных тематических сообществ Вконтакте для рекрутинга выявленных перспективных абитуриентов.
- Выстраивание персональных коммуникаций с не менее чем 10 тысячами отобранных перспективных абитуриентов.
- Поступление в ТГУ не менее 100 абитуриентов с высоким потенциалом, выявленным через социальную сеть.
4. Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).
- Апрель: выгрузка и анализ пользовательских данных абитуриентов СФО.
- Апрель: составление рейтингов абитуриентов по целевым критериям отбора.
- Апрель: проведение маркетингового исследования по факторам выбора вуза абитуриентами, составление стратегии коммуникации с ними в социальной сети, разработка контент-плана специализированных сообществ.
- Апрель: запуск сообществ, наполнение контентом, привлечение первых подписчиков.
- Май- июль: персональные коммуникации с выявленными перспективными абитуриентами, приглашение к поступлению в ТГУ, индивидуальные рекомендации.
- Сентябрь-октябрь: анализ результатов приглашения абитуриентов через Вконтакте.
5. Предполагаемые заинтересованные стороны.
- Абитуриенты - получение персонализированных рекомендаций при выборе направления подготовки.
- Управление нового набора - привлечение абитуриентов с высоким баллом ЕГЭ.
- Руководители образовательных программ в учебных подразделениях - формируют заказ на поиск абитуриентов с определенным качествами.
6. Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры).
- Управление нового набора.
- Управление информационной политикой.
- Ответственные за организацию набора в учебных подразделениях.
- Лаборатория индивидуализации и тьюторства.
- Лаборатория наук о больших данных и проблемах общества.
7. Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.
Для реализации проекта разработаны технические и программные средства, определены и проверена методика анализа. (Методы и инструменты выявления перспективных абитуриентов в социальных сетях // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). C. 45–52.
8. Предполагаемые статьи расходов.
- Руководство проектом, координация взаимодействия с партнерами - 30 000
- Поиск потенциальных абитуриентов в социальной сети - 10 000
- Выгрузка пользовательских данных для анализа - 10 000
- Очистка и подготовка данных для анализа - 10 000
- Анализ данных - 30 000
- Выявление перспективных абитуриентов - 30 000
- Исследование факторов выбора абитуриентом вуза - 30 000
- Подготовка контента под 3 целевые группы абитуриентов для рекрутинга Вконтакте - 50 000
- Запуск и сопровождение сообществ - 30 000
- Организация персональной коммуникации с абитуриентами в соц. сети - 50 000
- Анализ результатов рекрутинговой кампании - 20 000
Общая сумма расходов - 300 000 рублей.
9. Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.
В 2017 в рамках проекта РФФИ проведена апробация методики поиска и выявления перспективных абитуриентов для гуманитарных направлений подготовки.
Результаты апробации показали перспективность подхода. Подробное описание резульатов https://goo.gl/iG9Axx
Основу методики выявления абитуриентов с высоким потенциалом составляют наукоемкие технологии разработанные авторами проекта. Описание разработок представлено в научных работах:
- Feshchenko A., Goiko V., Stepanenko A. Recruiting university entrants via social networks//EDULEARN17 Proceedings 9th International Conference on Education and New Learning Technologies July 3th-5th, 2017, Barcelona, Spain. – P. 6077 – 6082.
- Feshchenko A., Goiko V., Mozhaeva G., Shilyaev K., Stepanenko A. Analysis of user profiles in social networks to search for promising entrants // INTED2017 Proceedings, 11th International Technology, Education and Development Conference, March 6th-8th, 2017 – Valencia, Spain. – P. 5188 – 5194.
- Гойко В.Л., Киселев П.Б., Мацута В.В., Суханова Е.А., Cтепаненко А.А., Фещенко А.В. Методы и инструменты выявления перспективных абитуриентов в социальных сетях // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). C. 45–52
- Мацута В.В., Киселев П.Б., Фещенко А.В., Гойко В.Л.Исследование потенциала социальных сетей для выявления одаренных старшеклассников // Психология и Психотехника. — 2017. - № 4. - С.104-121.
- Можаева Г.В., Слободская А.В., Фещенко А.В. Информационный потенциал социальных сетей для выявления образовательных потребностей школьников // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). C. 25–30.
10.Информация об авторе проекта (место работы или обучения).
- Фещенко А.В. - ФсФ ТГУ
- Мацута В.В. - ФП ТГУ
- Гойко В.Л. - межрегиональный супервычислительный центр ТГУ
- Степаненок А. - ФлФ ТГУ
- Буров С.П. - ИДО ТГУ