Обоснование актуальности
Сегодня инженерное образование является одним из приоритетных направлений государственной политики в образовательной сфере, отражающих необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствуюшего кадрового обеспечения промышленности. Дефицит кадров высокой квалификации наблюдается сейчас практически во всех высокотехнологичных отраслях. В последние годы значительно улучшилась ситуация с повышением уровня престижа инженерного образования, что подтверждается цифрами КЦП и конкурсами. Однако, на данный момент, существуют проблемы школьного естественнонаучного и физического образования. Согласно проведенному анализу и опросу учителей, во многих школах физика, химия, биология и др. предметы изучаются лишь теоретически, без подкрепления практическими демонстрациями или лабораторными работами. Это объясняется многими причинами: нехваткой оборудования, методической загруженностью учителей, нехваткой аудиторных часов и др. Таким образом, на фоне возрастания количества абитуриентов на естественнонаучных и физических направлениях, наблюдается недостаточное качество их знаний в области профильных предметов, несмотря на высокий бал ЕГЭ.
Проект «Физика своими руками», состоящий из серии экспериментов, демонстрирующих различные физические явления, призван помочь в решении обозначенных выше проблем.
Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)
Проект «Физика своими руками», состоит из серии специально разработанных простых и понятных экспериментов, демонстрирующих различные физические явления. Каждый эксперимент представляет собой видеоролик, находящийся в свободном доступе в сети Интернет (например на сайте YouTube или др.). Подробное методическое описание опыта поможет воспроизвести его в домашних условиях с применением несложных подручных материалов. Грамотно составленное обоснование опыта поможет школьнику лучше понять физические законы и увидеть их в действии своими глазами. Такие ролики могут быть полезны учителям физики, при подготовке к урокам. Кроме того, данный проект даст возможность углубленно и практически изучать физику учащимся с ОВЗ, что поможет расширить их возможности обучения и реализации в жизни в будущем.
Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения
Наименование КПЭ Проекта |
Целевое значение КПЭ |
Разработка экспериментов, наглядно демонстрирующих различные физические заномерности, протекание процессов на основе законов физики и т.д. |
Минимум 10 экспериментов |
Разработка понятных и простых методических рекомендаций, позволяющих учителям и учащимся повторить эксперименты в школьных или домашних условиях. |
Минимум 10 рекомендаций к экспериментам |
Подготовка, съемка и выкладывание в сеть видеороликов с экспериментами |
Минимум 10 роликов |
Разработка выездных мастер-классов для школьников из сел Томской области и других городов на основе созданных экспериментов. |
Минимум 4 мастер-класса по обобщенным и укрупненным разделам физики / не менее 50 участников |
Апробация созданных видеороликов и мастер-классов с привлечением школьников из олимпиадного центра ТГУ г. Северска и подшефных школ г. Томска |
Не менее 5 мастер-классов с привлечением студентов или преподавателей/не менее 50 участников |
Создание тематического канала под эгидой НИ ТГУ в сети с видеороликами для привлечения талантливых абитуриентов, увлекающихся физикой |
1 канал / предположительно не менее 50 подписчиков на первом этапе |
Освещение и продвижение канала в соц. сетях и др. |
Информационная поддержка в течение минимум 1 года |
Предполагаемые временные рамки реализации:
май - июнь 2018 г. – подготовка документации по разработке экспериментов и мастер-классов, подготовка технического оборудования
июль - декабрь 2018 г. – апробация экспериментов и мастер-классов; выкладывание видеороликов в сеть.
Предполагаемые заинтересованные стороны:
Департамент образования администрации города Томска
Образовательные учреждения системы общего образования, в т.ч. учителя физики, учащиеся, увлекающиеся физикой, учащиеся с ОВЗ
Олимпиадный центр ТГУ в г. Северске
Партнеры в реализации:
Олимпиадный центр ТГУ в г. Северске
Детский технопарк «Кванториум» в г. Томске
Ресурсы для реализации:
Для реализации проекта планируется привлечение студентов и сотрудников РФФ ТГУ и частично использование материально-технической базы факультета
Предполагаемые статьи расходов:
труд сотрудников по разработке и подготовке экспериментов и мастер-классов – 250 000 руб.
оборудование для проведения и съемок видеороликов с экспериментами – 50 000 руб.
Итого: по проекту 300 000 рублей