Целью создания сообщества является развитие системы содействия трудоустройству выпускников.
1. Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.
Трудоустройство выпускников – это один из наиболее важных критериев эффективности вузов, на основе которых строятся рейтинги вузов. Чем выше показатели вуза, тем проще вузу выстраивать взаимодействие с крупными компаниями, другими учебными заведениями, привлекать новых сотрудников. Школьники все чаще ориентируются на рейтинги, и лучшие абитуриенты поступают в вузы, у которых максимально высокие показатели, особенно по показателю трудоустройства. К сожалению, по данным мониторинга эффективности вузов за 2017 год Томский государственный университет по показателю трудоустройства на гране неэффективности http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/inst.php?id=294 (рисунок 1) .
По ряду объективных причин, предпринимаемых мер недостаточно для исправления ситуации, поэтому проект предусматривает вовлечение в профориентационную деятельность факультетов и кафедр. Для установления новых контактов с работодателями, а также для организации более тесного взаимодействия ТГУ с внешними стейкхолдерами в отделе практик и трудоустройства в ближайшее время планируется
в дополнении к текущей работе организовать серию масштабных мероприятий с привлечением работодателей: крупные ярмарки вакансий и дни карьеры (общеуниверситетские и отдельно по каждому факультету/ специальности), мастер-классы от компаний, экскурсии на предприятия, хакатоны, неформальные встречи с представителями работодателей, организация профессиональных олимпиад и чемпионатов (WorldSkills). Однако для решения поставленных задач отдел практик и трудоустройства должен тесно взаимодействовать с каждой кафедрой в университете, но ввиду большого их числа (на 20 факультетах/институтах около 150 кафедр) и небольшого количества сотрудников отдела (3 человека) данное взаимодействие эффективно организовать невозможно без взаимодействия со студенческим сообществом факультетов.
Во многих иностранных вузах существуют сообщества студентов, которые и занимаются организацией встреч с работодателями. Студенты, входящие в сообщество, не только помогают другим найти работу, но и сами завязывают тесные взаимодействия с работодателями, хорошо самоопределяются и, как правило, устраиваются в компаниях на должности с высокими перспективами повышения. Данный положительный опыт иностранных вузов в настоящее время актуально использовать и в Томском государственном университете.
В России также имеется положительный опыт создания студенческих сообществ в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете (ННГУ). На рисунке 2 представлена организационная структура регионального центра содействия трудоустройству (РЦСТВ) ННГУ. Несмотря на достаточно большое количество штатных сотрудников РЦСТВ ННГУ (14 чел.), для взаимодействия с работодателями активно привлекается студенческий совет РЦСТВ (состоящий из 80 чел.).
В ТГУ роль РЦСТВ выполняет отдел практик трудоустройства (ОПиТ), в штате которого до недавнего времени находилось всего 1,5 ставки (в настоящее время 3 ставки). Для того, что бы эффективно взаимодействовать с большим количеством работодателей этого явно недостаточно (в ННГУ над этим работает более 90 человек, т.е. в 30 раз больше, чем в ТГУ), возникает острейшая потребность в создании и организации работы студенческого совета содействию трудоустройства.
2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).
Для повышения доли трудоустроенных выпускников и организации эффективного взаимодействия структурных подразделений университета с работодателями предлагается создать и задействовать студенческое сообщество содействия трудоустройству (СССТ), которое будет тесно взаимодействовать как с факультетами/институтами, так и с отделом практик и трудоустройства (ОПиТ). Схема взаимодействия подразделений показана на рис.3.
В задачи студенческого сообщества содействия трудоустройству (СССТ) будут входить:
1. Поддержка в организации мероприятий по профориентации и реализации практик и трудоустройства: встреча представителей компаний, знакомство с университетом и факультетом (если человек в ТГУ впервые), подготовка аудиторий к мероприятию, кофе-брейки, обеспечение явки на мероприятие (в случае необходимости и заинтересованности со стороны факультетов), рассылка приглашений на мероприятия, рассылка напоминаний, рассылка поздравлений участникам прошедших мероприятий (на праздники).
2. Взаимодействие с выпускниками факультета (по каждому факультету отдельно): организация периодического контакта с выпускниками (посредством телефонного опроса, опроса в социальных сетях, переписки по электронной почте), выявление нетрудоустроенных и организация в ОПиТ индивидуальных консультаций. Выявление успешных выпускников, совместно с ОПиТ привлечение их в качестве работодателей.
СССТ будет активно взаимодействовать и помогать в вопросах взаимодействия с работодателями с факультетами/институтами и отделом практик и трудоустройства. Перечислим основные функции данных подразделений:
1. Отдел практик и трудоустройства (ОПиТ):
– Осуществляет мониторинг текущего состояния рынка труда.
– Привлекает новых работодателей на различные форматы взаимодействия с факультетами.
– Уведомляет факультеты об активности работодателя в области интересов факультета и по согласованию с факультетом либо выходит на контакт с данным работодателем самостоятельно, либо передает эту задачу ответственному на факультете.
– Организация мероприятий с работодателями в плане привлечения их на мероприятие, формирование плана проведения мероприятий с указанием даты, времени и места проведения, поиск и бронирование свободных аудиторий, администрирование мероприятиями.
– Привлечение финансирования за счет формирования целевой аудитории, готовой вкладывать средства в эндаумент-фонд ТГУ (благодарные выпускники и работодатели).
2. Факультеты/институты:
– Установление контактов с организациями, привлеченными ОПиТ на мероприятия (заключение договоров на ежегодное прохождение студентами практики и распределения выпускников на вакантные места).
– Согласование потребностей работодателей с учебным процессом, в т.ч. согласование времени прохождения практики, рассмотрение возможности совмещения обучения студентов с проведением практики и т.д.
– Привлечение студентов на профориентационные мероприятия.
Таким образом, СССТ обеспечит техническую организацию мероприятий, что позволит факультетам сосредоточиться на общении с постоянными работодателями, а ОПиТ – на привлечении новых работодателей. Создание СССТ позволит систематизировать работу с внешними стейкхолдерами по трудоустройству выпускников.
3. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.
В результате создания студенческого сообщества содействия трудоустройству (СССТ) процент (доля) трудоустроенных выпускников ТГУ 2019 года должна будет составить не менее 80% (возрастет на 10% и более по сравнению с текущими показателями), для достижения этого показателя в течении первого года работы СССТ будут выполнены следующие показатели:
1) на каждом факультете будет дополнен пул постоянных работодателей на 2-3 контакта с крупными предприятиями по профилю структурного подразделения;
2) будет проведено 20–30 специализированных мероприятий с привлечением работодателей по профилю структурного подразделения (помимо тех, что были запланированы ранее ОПиТ);
3) привлечено в целевой проект эндаумент-фонда ТГУ для задач взаимодействия с работодателями 20–40 тыс. рублей;
4) для повышения имиджа университета, информация о взаимодействии ТГУ с крупными предприятиями будет размещена на главном сайте ТГУ, сайтах структурных подразделений ТГУ, сайтах организаций-партнеров и в социальных сетях (не менее 40 различных публикаций).
4. Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).
Мероприятия |
Дата |
Дата завершения |
Этап 1. Подготовительный этап |
26.03.18 |
09.04.18 |
Согласование с руководством факультетов/институтов планов и форм работы, порядка формирования факультетской инициативной группы содействия трудоустройству |
26.03.18 |
06.04.18 |
Согласование форм взаимодействия с профсоюзной организацией ТГУ |
26.03.18 |
06.04.18 |
Формирование целевого проекта эндаумент-фонда для дальнейшей поддержки профориентационных мероприятий |
02.04.18 |
13.04.18 |
Подготовка информационного сообщения о формировании СССТ при ОПиТ и размещение сообщения в сети Интернет (на сайтах факультетов, университетском сайте, социальных сетях) |
06.04.18 |
09.04.18 |
Этап 2. Формирование на факультетах инициативных групп СССТ |
10.04.18 |
25.05.16 |
Формирование инициативных студенческих групп |
10.04.18 |
09.05.18 |
Проведение стратегической сессии с инициативными группами СССТ: постановка целей и задач, определение графика выполнения задач |
10.05.18 |
25.05.18 |
Этап 3. Работа инициативных групп СССТ |
26.05.18 |
16.09.18 |
Выполнение факультетскими инициативными группами СССТ задач, сформулированных на стратегической сессии (изучение опыта работы СССТ в других университетах, определение траектории развития сообщества, информирование других студентов факультета о направлении деятельности СССТ, идентификация неработающих выпускников, установление контактов с выпускниками и пр.) |
11.06.18 |
16.09.18 |
Этап 4. Формирование состава СССТ |
17.09.18 |
31.12.18 |
Проведение стратегической сессии с инициативными группами СССТ: обзор и экспертиза результатов деятельности инициативных групп СССТ, исключение из состава инициативных групп не активных участников, формирование структуры СССТ с распределением ролей и обязанностей между ее членами |
17.09.18 |
30.09.18 |
Проведение на каждом факультете консультаций и помощь в организации работ факультетских инициативных групп СССТ |
17.09.18 |
30.09.18 |
Этап 5. Запуск работы СССТ |
01.10.18 |
31.12.18 |
Плановая работа СССТ согласно поставленным целям и задачам, в т.ч. |
01.10.18 |
31.12.18 |
- организация мероприятий |
01.10.18 |
31.12.18 |
- взаимодействие с выпускниками |
01.10.18 |
31.12.18 |
- привлечение финансирования в целевой проект эндаумент-фонда |
01.10.18 |
31.12.18 |
- организация самоуправления (привлечение новых членов) |
01.10.18 |
31.12.18 |
- осуществление наполнения информационного поля, повышение имиджа ТГУ |
01.10.18 |
31.12.18 |
Этап 6. Отчет о промежуточной деятельности и результатах выполнения проекта |
01.12.18 |
20.12.18 |
Проведение стратегической сессии с инициативными группами СССТ: анализ результатов деятельности СССТ и выработка стратегии дальнейшего развития СССТ |
01.12.18 |
20.12.18 |
Подготовка отчета о результатах формирования СССТ на каждом факультете университета и о результатах деятельности СССТ |
10.12.18 |
20.12.18 |
5. Предполагаемые заинтересованные стороны.
Стейкхолдер |
В чем заинтересованность |
Руководство факультетов/институтов |
Расширение числа предприятий-баз практик. Расширение пула потенциальных работодателей для выпускников. |
Увеличение процента (доли) трудоустроенных выпускников факультета/института |
|
Отдел практик и трудоустройства |
Возможность значительного увеличения числа профориентационных мероприятий за счет привлечения инициативных студентов. |
Профсоюзная организация |
Установление новых контактов с внешними стейкхолдерами за счет эмерджентного эффекта взаимодействия с СССТ |
Студенты ТГУ |
Получают больше возможностей познакомиться с работодателями и, возможно, выбрать места будущих практик и трудоустройства |
6. Партнеры в реализации.
Стейкхолдер |
Возможная роль в проекте |
Руководство факультетов/институтов |
Помощь в установление контактов с ответственными за проведение практик, руководителями ООП и заведующими кафедр |
Экспертиза результатов реализации проекта на факультете |
7. Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.
На данный момент идея создания на факультетах студенческого сообщества содействия трудоустройству согласована (и одобрена) с руководством нескольких факультетов/институтов и с руководством фонда управления целевым капиталом.
К формированию СССТ будут привлечены как сотрудники ОПиТ с опытом работы более 10 лет и с отработанной схемой взаимодействия с группами студентов, так и студенты, ранее проходившие практику в ИПиТ или участвовавшие в организации студенческих мероприятий.
8. Предполагаемые статьи расходов.
Статья расходов |
Сумма, руб. |
Согласование с деканатами факультетов формата формирования факультетского студенческого сообщества содействия трудоустройству, |
4 000 |
Согласование форм взаимодействия с профсоюзной организацией ТГУ, |
400 |
Формирование целевого проекта эндаумент-фонда ТГУ для задач взаимодействия с работодателями, 5 часов x 200 руб./час. x 1 человек |
1000 |
Подготовка информационного сообщения о проведении конкурсного отбора на участие в СССТ и его размещение в сети Интернет (на сайтах факультетов, университетском сайте, социальных сетях), 4 часа x 200 руб./час. x 1 человек |
800 |
Формирование инициативных студенческих групп, 6 часов x 20 факультетов x 200 руб./час. x 1 человек |
24 000 |
Проведение стратегической сессии с инициативными группами СССТ: постановка целей и задач, определение графика выполнения задач, 16 часов x 200 руб./час. x 3 человека |
9 600 |
Организация кофе-брейков на стратегической сессии, 4 кофе-брейка x 2000 руб. |
8 000 |
Канцелярия для проведения стратегических сессий |
4 000 |
Проведение стратегической сессии с инициативными группами СССТ: обзор и экспертиза результатов деятельности инициативных групп СССТ, исключение из состава инициативных групп не активных участников, формирование структуры СССТ с распределением ролей и обязанностей между ее членами, 16 часов x 200 руб./час. x 3 человека |
9 600 |
Организация кофе-брейков на стратегической сессии, 4 кофе-брейка x 2000 руб. |
8 000 |
Проведение на каждом факультете консультаций и помощь в организации работ факультетских инициативных групп СССТ, 4 часа x 20 факультетов x 200 руб./час. x 1 человек |
16 000 |
Организация плановой работы СССТ согласно поставленным целям и задачам, в т.ч. |
|
- рекламные проспекты, 2 мероприятия x 20 факультетов x 200 руб. |
8 000 |
- кофе-брейки, 1 мероприятие x 20 факультетов x 500 руб. |
10 000 |
- канцелярия, 20 факультетов x 1000 руб. |
40 000 |
- ФОТ участникам СССТ, 4000 на СССТ факультета x 20 факультетов |
50 000 |
Проведение стратегической сессии с инициативными группами СССТ: анализ результатов деятельности СССТ и выработка стратегии дальнейшего развития СССТ, 8 часов x 200 руб./час. x 3 человека |
4 800 |
Организация кофе-брейков на стратегической сессии, 2 кофе-брейка x 2000 руб. |
4 000 |
Подготовка отчета о результатах формирования СССТ на каждом факультете университета и анализ результатов деятельности СССТ, 8 часов x 200 руб./час. x 2 человека |
3 200 |
Налоговые отчисления (30,2% от суммы ФОТ) |
40 286,8 |
Итого |
255 686,8 |
9. Дополнительная информация
Об опыте организации студенческих сообществ взаимодействия с работодателями:
1. Northeastern University: http://www.northeastern.edu/entrepreneurs/about-us/, https://news.northeastern.edu/2011/09/entrepreneurs/
2. Harvard Business School: https://www.hbs.edu/mba/student-life/activities-government-and-clubs/Pages/club-details.aspx?name=entrepreneurship, http://eclubhbs.com/
3. Boston University: http://www.bu.edu/innovate/
4. Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет: https://goo.gl/UmRA13
10. Информация об авторах проекта.
Петелин Александр Евгеньевич – начальник отдела практик и трудоустройства (назначен с января 2018, ранее – зам. декана ФИТ), доцент, к.ф.-м.н.
Имеется опыт реализации проекта в рамках III конкурса инициативных проектов на тему «Проведение Региональной зимней lean-школы по направлению «Бережливое производство» (http://innovector.tsu.ru/initiatives/page/195/?sphrase_id=80). По итогу реализации проекта помимо выполнения (и даже перевыполнения) заявленных в паспорте проекта показателей, полученный опыт был масштабирован, по аналогичной схеме автором были проведены:
1. Летняя школа 1С-технологий 2016 (http://www.tsu.ru/news/studenty-tgu-razrabotali-it-proekty-v-vedushchikh-/?sphrase_id=141074)
2. Школа программирования 2017 (http://www.tsu.ru/news/so-shkoly-na-rabotu-studentov-tgu-primut-v-it-komp/?sphrase_id=101566)
3. II Летняя школа 1С-технологий 2017 (http://www.tsu.ru/anonses/22-iyunya-v-tgu-startuet-letnyaya-shkola-po-tekhnologiyam-1s/)
Кроме того, в ноябре 2017 г. автором был проведен день открытых дверей IT-компаний г. Томска (http://www.tsu.ru/news/tomskie-it-kompanii-ishchut-khoroshikh-programmist/), а в настоящее время запущена регистрация на II Школу программирования 2018, которая пройдет с 26 февраля по 19 марта 2018 г. (http://www.tsu.ru/anonses/26-fevralya-v-tgu-startuet-shkola-programmirovaniya/).
В 2016 году автором был получен диплом первой степени в конкурсе «Лучшие образовательные практики» в номинации «Привлечение работодателей».
Об учебной, учебно-методической и научной деятельности автора можно узнать здесь:
http://tic.tsu.ru/www/modules/smartsection/item.php?itemid=41,
https://persona.tsu.ru/Home/UserProfile/2109
Зенкова Елена Леонидовна – профконсультант отдела практик и трудоустройства.
Участник Петербургского Международного Молодежного Форума Труда (ПММФТ-2017), Международной конференции «HR тренд» 2016 и 2017 года», участник всероссийской конференции VII «Сибирский Психологический Форум» и др.
Куратор проекта «Учебная лаборатория студентов по содействию занятости выпускников ТГУ" (https://vk.com/cstv_tsu?w=wall-22300697_3934), организатор проекта «Биржа труда для студентов» (совместно с Центром занятости населения г. Томска, (https://vk.com/cstv_tsu?w=wall-22300697_4393), «Карьерный марафон – 2015» (https://vk.com/cstv_tsu?w=wall-22300697_2679) и ряда других карьерных мероприятий ТГУ.