Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.
В современном быстро развивающемся мире происходит смена не только образовательной парадигмы (переход от ретрансляционной модели к интерактивной, междисциплинарной и субъект-ориентированной), но также изменяются подходы к осуществлению образовательного процесса. На первое место выходит необходимость формировать такие навыки, как критическое и системное мышление, soft skills (гибкие навыки коммуникации и самоорганизации), навыки работы в команде и др. С другой стороны, каждый университет задумывается о формировании неповторимого “лица” своих выпускников, идентичность бакалавра ТГУ является важной составляющей неповторимости университета, его особой, передаваемой студентам культуры мышления и деятельности.
Новые технологии, а также классические методы интерактивной работы, актуализируются в такой конфигурации образовательного процесса. В частности - работа в малых группах. Групповая работа над задачами и проектами различной направленности - незаменимая составляющая подготовки междисциплинарных команд и развития проектных навыков. Для реализации этой цели необходимо разработать программу методов подготовки качественной команды модераторов - организаторов групповой работы, ответственных за содержание процесса и итоговый результат деятельности группы.
Создание команды и подготовка высококвалифицированных модераторов возможна при открытии в стенах Университета Школы модераторов.
Школа модераторов предполагается в качестве особой образовательно-коммуникативной площадки, в которой заинтересованные студенты будут обучаться основам модерации, началам фасилитации,навыками работы с малой группой, а также смогут пройти практику в различных форматах групповой работы в стенах Университета (например, Школа Студенческих Инициатив) и проекте «Разработка и внедрение Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ».
Дополнительно данная команда модераторов сможет принимать участие в образовательных мероприятиях для различных категорий участников групповой работы: например, в событиях вовлекающих в орбиту университета потенциальных абитуриентов, (например, международная конференция EdCrunch).
Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)
Организация Школы Модераторов, предполагает разработку и реализацию программы подготовки в формате тренингов, лекций и практик. Подготовка студенческих команд модераторов для проведения интерактивных образовательных событий (дискуссий, игр, форумов) и т.д. и в системе модулей и дисциплин образовательного Ядра бакалавриата ТГУ
Задачи:
1.Понимание принципов и тенденций трансформации современного образования, компетентностного подхода в образовании, требований к репертуару новых образовательных ролей
2.Освоение концептуальных и методических основ организации групповой работы при проведении образовательных событий, требующих групповой коммуникации (дискуссий, деловых игр, форсайт-сессий и т.д.) и других мероприятий, предполагающих групповую работу участников по обсуждению проблем и поиску решений.
3. Приобретение опыта ведущего групповой работы – фасилитатора, модератора, медиатора.
Формируемые компетенции: коммуникативные, критическое и системное мышление, навыки работы в команде, организации групповой коммуникации
Планируемые образовательные результаты:
1) владение содержательным и методическим инструментарием для организации эффективной групповой работы, на содержании и в рамках проекта Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ
2) владение базовыми коммуникативно-организационными навыками модерации образовательных событий (дискуссий, диспутов, игр, форумов) – организация содержательной и продуктивной групповой коммуникации
• Знать: историю развития, теоретико-методологическую основу и сферы применения модерации как технологии групповой работы; принципы подготовки и проведения модерационной сессии.
• Уметь: определять запрос на групповую модерацию; разрабатывать модерационные сценарии и правильно подбирать техники модерации; проводить групповые сессии с их использованием;
• Приобрести опыт: практического применения навыков модерации групповой работы
В процессе занятия участники школы узнают о том, что такое модератор, тренер, тьютор и в чем заключается особенность их работы, научатся сопровождению индивидуальному и групповому для реализации конкретной заданной исследовательской или проектной задачи.
Предполагаемые результаты:
А) РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ и проведение Школы (занятий и практик) В ТЕЧЕНИЕ 2 СЕМЕСТРА 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА ( 3 ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦЫ)
Б) СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА “Школа модераторов”, включающего:1) методическое пособие “ОСНОВЫ МОДЕРАЦИИ”,
2) Методическое пособие ”Модерация в Образовательном Ядре бакалавриата ТГУ: содержание и методы”
\3) материалов для проведения итоговой аттестации модераторов (тесты, кейсы, сценарии)
4) сценарий цикла видео-роликов “FAQ - модератор Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ” 4) исследовательской социологической анкеты “Ключевые компетенции модератора”
В) проведение опроса среди потенциальных и действующих модераторов
Школа модераторов может служить основой для создания условий для формирования универсальной и квалифицированной команды модераторов образовательных событий различного масштаба и направленности
В обучении сможет принять участие от 25 до 35 человек.
Предполагаемые временные этапы:
Временные рамки |
Содержание этапа |
2 месяца |
Разработка программы и методического пособия “ОСНОВЫ МОДЕРАЦИИ” и пособия “Модерация в Образовательном Ядре бакалавриата ТГУ: содержание и методы”, а также комплекта для проведения аттестации |
4 месяца |
Проведение Школы (занятий и практик) В ТЕЧЕНИЕ 2 СЕМЕСТРА 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА (3 ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦЫ) Теоретическая часть. Основы модерации. 1. Современное образование: проблемы, вызовы, возможности и тренды. 1.1. Компетентностный подход в образовании. Компетенции 21 века «4К»: критическое мышление, командная работа, коммуникации, креативность. Новый репертуар образовательных ролей. 1.2. Программа «Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ» в контексте актуальных процессов в образовании: принципы, цели, задачи. T-shape как модель выпускника университета. Ключевые компетенции: критическое и системное мышление; междисциплинарность. Содержание программы и форматы работы. Образовательные технологии, методы, среды. 2. Введение в основы модерации. Групповая культура и методы организации групповых процессов. Групповые правила и принципы работы. Коммуникативная и символическая природа групповой культуры. Знакомство с основами интерактивных методов организации групповой коммуникации: различение видов деятельности и компетенций. Фасилитация, модерация, медиация, тренинг. 3. Овладение базовыми компетенциями образовательной модерации. Критическое мышление как основание работы модератора. Этика модератора, его ответственность. Роли ведущего в работе с группой. 4. Групповая динамика. Проблематизация и целеобразование. Общая, групповая и личная миссии. Координаторы групповых процессов. Основы организации групповой коммуникации. Группа. Команда. Атмосфера в группе. Личность в групповом процессе. Конфликты в группе. Инструментарий медиации. Командообразование. Фокус. Инструменты фасилитации в рамках модерации 5. Инструменты, методики и технологии деятельности модератора: от инструментов решения задач и способов организации мышления до игровых методов работы с коллективными смыслами. Координация и обеспечение динамической групповой работы. Задачи, алгоритмы, способы организации мышления (индивидуального, коллективного и дивидуального). Достижение эффекта. Работа группы над задачей. Стили принятия решений в группе. Игра как способ работы со смыслами. |
2 месяца |
Практическая часть. Работа в качестве модератора в рамках различных интерактивных образовательных событий (дискуссий, игр, форумов) в ТГУ. |
|
|
В дальнейшем |
Работы в качестве модератора в проекте «Образовательное Ядро Бакалавриата ТГУ» и на различных мероприятия Томского Государственного Университета. |
Предполагаемые заинтересованные лица:
Организаторы проводимых в ТГУ интерактивных событий, предполагающих групповой формат работы (форумы, форсайт-сессии, дискусии и т.д.), Управление нового набора ТГУ, Структурные подразделения ТГУ НОЦ «Институт инноваций в образовании», команда проекта “Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ”
Наши партнёры:
ФСФ, ФЖ, ФИПН, ИИК, Команда проекта «Разработка и внедрение ядра бакалавриата ТГУ», НОЦ «Институт инноваций в образовании»
Наличие ресурсов для реализации:
В основную команду ведущих преподавателей Школы Модераторов входят преподаватели с ученой степенью и неравнодушные сторонники проекта «Разработка и внедрение ядра бакалавриата ТГУ», которые готовы взяться за обучение студентов основам модерации.
Предполагаемые статьи расходов:
Статья расходов |
Сумма, руб |
Разработка УМК, включающего пособия “ОСНОВЫ МОДЕРАЦИИ” и пособия “Модерация в Образовательном Ядре бакалавриата ТГУ: содержание и методы”, а также комплекта для проведения аттестации |
130 000 руб |
Проведение занятий |
70 000 руб |
Организация практик |
30000 руб. |
Разработка и проведение опроса “Компетенции модератора” Разработка сценария цикла видео-роликов “FAQ - модератор Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ” |
30000 руб
40 000 руб. |
|
|
ИТОГО: 300 тыс. рублей |
|
Информация о команде проекта:
Осаченко Юлия Станиславовна - руководитель
Бабинович Василий Сергеевич - координатор работы модераторов
Бахтиярова Елена Захаровна - координатор методической работы
Давыденко Анна Игоревна - разработчик медиа-контента
Воронов Никита Владимирович - координатор практик
Столбова Екатерина Олеговна - социолог-практик