Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.

В современном быстро развивающемся мире происходит смена не только образовательной парадигмы (переход от ретрансляционной модели к интерактивной, междисциплинарной и субъект-ориентированной), но также изменяются подходы к осуществлению образовательного процесса. На первое место выходит необходимость формировать такие навыки, как критическое и системное мышление, soft skills (гибкие навыки коммуникации и самоорганизации), навыки работы в команде и др. С другой стороны, каждый университет задумывается о формировании неповторимого “лица” своих выпускников, идентичность бакалавра ТГУ является важной составляющей неповторимости университета, его особой, передаваемой студентам культуры мышления и деятельности.

Новые технологии, а также классические методы интерактивной работы, актуализируются в такой конфигурации образовательного процесса. В частности - работа в малых группах. Групповая работа над задачами и проектами различной направленности - незаменимая составляющая подготовки междисциплинарных команд и развития проектных навыков. Для реализации этой цели необходимо разработать программу методов подготовки качественной команды модераторов - организаторов групповой работы, ответственных за содержание процесса и итоговый результат деятельности группы.

Создание команды и подготовка высококвалифицированных модераторов возможна при открытии в стенах Университета Школы модераторов.

Школа модераторов предполагается в качестве особой образовательно-коммуникативной площадки, в которой заинтересованные студенты будут обучаться основам модерации, началам фасилитации,навыками работы с малой группой, а также смогут пройти практику в различных форматах групповой работы в стенах Университета (например, Школа Студенческих Инициатив) и проекте «Разработка и внедрение Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ».

Дополнительно данная команда модераторов сможет принимать участие в образовательных мероприятиях для различных категорий участников групповой работы: например, в событиях вовлекающих в орбиту университета потенциальных абитуриентов, (например, международная конференция EdCrunch).

Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)

Организация Школы Модераторов, предполагает разработку и реализацию программы подготовки в формате тренингов, лекций и практик. Подготовка студенческих команд модераторов для проведения интерактивных образовательных событий (дискуссий, игр, форумов) и т.д. и в системе модулей и дисциплин образовательного Ядра бакалавриата ТГУ

Задачи:

1.Понимание принципов и тенденций трансформации современного образования, компетентностного подхода в образовании, требований к репертуару новых образовательных ролей

2.Освоение концептуальных и методических основ организации групповой работы при проведении образовательных событий, требующих групповой коммуникации (дискуссий, деловых игр, форсайт-сессий и т.д.) и других мероприятий, предполагающих групповую работу участников по обсуждению проблем и поиску решений.

3. Приобретение опыта ведущего групповой работы – фасилитатора, модератора, медиатора.

Формируемые компетенции: коммуникативные, критическое и системное мышление, навыки работы в команде, организации групповой коммуникации

Планируемые образовательные результаты:

1) владение содержательным и методическим инструментарием для организации эффективной групповой работы, на содержании и в рамках проекта Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ

2) владение базовыми коммуникативно-организационными навыками модерации образовательных событий (дискуссий, диспутов, игр, форумов) – организация содержательной и продуктивной групповой коммуникации

• Знать: историю развития, теоретико-методологическую основу и сферы применения модерации как технологии групповой работы; принципы подготовки и проведения модерационной сессии.

• Уметь: определять запрос на групповую модерацию; разрабатывать модерационные сценарии и правильно подбирать техники модерации; проводить групповые сессии с их использованием;

• Приобрести опыт: практического применения навыков модерации групповой работы

В процессе занятия участники школы узнают о том, что такое модератор, тренер, тьютор и в чем заключается особенность их работы, научатся сопровождению индивидуальному и групповому для реализации конкретной заданной исследовательской или проектной задачи.

Предполагаемые результаты:

А) РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ и проведение Школы (занятий и практик) В ТЕЧЕНИЕ 2 СЕМЕСТРА 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА ( 3 ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦЫ)
Б) СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА “Школа модераторов”, включающего:1) методическое пособие “ОСНОВЫ МОДЕРАЦИИ”,  

2) Методическое пособие ”Модерация в Образовательном Ядре бакалавриата ТГУ: содержание и методы” 

\3) материалов для проведения итоговой аттестации модераторов (тесты, кейсы, сценарии) 

4) сценарий цикла видео-роликов “FAQ - модератор Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ” 4) исследовательской социологической анкеты “Ключевые компетенции модератора”
В) проведение опроса среди потенциальных и действующих модераторов

Школа модераторов может служить основой для создания условий для формирования универсальной и квалифицированной команды модераторов образовательных событий различного масштаба и направленности

В обучении сможет принять участие от 25 до 35 человек.

Предполагаемые временные этапы:

Временные рамки

Содержание этапа

2 месяца

Разработка программы и методического пособия “ОСНОВЫ МОДЕРАЦИИ” и пособия “Модерация в Образовательном Ядре бакалавриата ТГУ: содержание и методы”, а также комплекта для проведения аттестации

4 месяца

Проведение Школы (занятий и практик) В ТЕЧЕНИЕ 2 СЕМЕСТРА 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА (3 ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦЫ)

Теоретическая часть. Основы модерации.

1. Современное образование: проблемы, вызовы, возможности и тренды.

1.1. Компетентностный подход в образовании. Компетенции 21 века «4К»: критическое мышление, командная работа, коммуникации, креативность. Новый репертуар образовательных ролей.

1.2. Программа «Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ» в контексте актуальных процессов в образовании: принципы, цели, задачи. T-shape как модель выпускника университета. Ключевые компетенции: критическое и системное мышление; междисциплинарность. Содержание программы и форматы работы. Образовательные технологии, методы, среды.

2. Введение в основы модерации. Групповая культура и методы организации групповых процессов. Групповые правила и принципы работы. Коммуникативная и символическая природа групповой культуры. Знакомство с основами интерактивных методов организации групповой коммуникации: различение видов деятельности и компетенций. Фасилитация, модерация, медиация, тренинг.

3. Овладение базовыми компетенциями образовательной модерации. Критическое мышление как основание работы модератора. Этика модератора, его ответственность. Роли ведущего в работе с группой.

4. Групповая динамика. Проблематизация и целеобразование. Общая, групповая и личная миссии. Координаторы групповых процессов. Основы организации групповой коммуникации. Группа. Команда. Атмосфера в группе. Личность в групповом процессе. Конфликты в группе. Инструментарий медиации. Командообразование. Фокус. Инструменты фасилитации в рамках модерации

5. Инструменты, методики и технологии деятельности модератора: от инструментов решения задач и способов организации мышления до игровых методов работы с коллективными смыслами. Координация и обеспечение динамической групповой работы. Задачи, алгоритмы, способы организации мышления (индивидуального, коллективного и дивидуального). Достижение эффекта. Работа группы над задачей. Стили принятия решений в группе. Игра как способ работы со смыслами.


2 месяца

Практическая часть. Работа в качестве модератора в рамках различных интерактивных образовательных событий (дискуссий, игр, форумов) в ТГУ.


В дальнейшем

Работы в качестве модератора в проекте «Образовательное Ядро Бакалавриата ТГУ» и на различных мероприятия Томского Государственного Университета.

Предполагаемые заинтересованные лица:

Организаторы проводимых в ТГУ интерактивных событий, предполагающих групповой формат работы (форумы, форсайт-сессии, дискусии и т.д.), Управление нового набора ТГУ, Структурные подразделения ТГУ НОЦ «Институт инноваций в образовании», команда проекта “Образовательное Ядро бакалавриата ТГУ”

Наши партнёры:

ФСФ, ФЖ, ФИПН, ИИК, Команда проекта «Разработка и внедрение ядра бакалавриата ТГУ», НОЦ «Институт инноваций в образовании»

Наличие ресурсов для реализации:

В основную команду ведущих преподавателей Школы Модераторов входят преподаватели с ученой степенью и неравнодушные сторонники проекта «Разработка и внедрение ядра бакалавриата ТГУ», которые готовы взяться за обучение студентов основам модерации.

Предполагаемые статьи расходов:

Статья расходов

Сумма, руб

Разработка УМК, включающего пособия “ОСНОВЫ МОДЕРАЦИИ” и пособия “Модерация в Образовательном Ядре бакалавриата ТГУ: содержание и методы”, а также комплекта для проведения аттестации

130 000 руб

Проведение занятий

70 000 руб

Организация практик

30000 руб.

Разработка и проведение опроса “Компетенции модератора”

Разработка сценария цикла видео-роликов “FAQ - модератор Образовательного Ядра Бакалавриата ТГУ”

30000 руб



40 000 руб.




ИТОГО: 300 тыс. рублей


Информация о команде проекта:

Осаченко Юлия Станиславовна - руководитель

Бабинович Василий Сергеевич - координатор работы модераторов

Бахтиярова Елена Захаровна - координатор методической работы

Давыденко Анна Игоревна - разработчик медиа-контента

Воронов Никита Владимирович - координатор практик

Столбова Екатерина Олеговна - социолог-практик

Документы

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Поддержали инициативу

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.