1. Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды
Не секрет, что механизм получения обратной связи от студентов является важной институциональной формой поддержки и повышения качества образовательной деятельности. Все развитые университеты мира имеют этот инструмент и активно им пользуются. Публикаций на тему необходимости таких механизмов и их эффективности огромное количество. Существуют даже специализированные платформы, предлагающие на аутсорс технологию, позволяющую получать, обрабатывать и анализировать обратную связь от студентов. Также существуют стандартизованные типовые опросники, которые зачастую используются с небольшой адаптацией под конкретную ситуацию. Важным элементом обратной связи выступает feedback loop - петля обратной связи, когда полученные результаты анализируются и употребляются.
Как правило, в учебной деятельности университета выделяют три уровня таких "петель":
1. Преподаватель сам оценивает результаты и делает выводы о необходимости доработки или трансформации учебного курса.
2. Руководитель среднего звена (например, руководитель образовательной программы, зав. кафедрой, зам. декана по учебной работе и др.) оценивает обратную связь и принимает решение о качестве реализуемого образовательного курса и необходимых коррективах.
3. Высшее руководство (например, проректор по обр. деятельности) накапливает данные и использует их в качестве учебной аналитики для принятия решения о тех или иных программах, курсах и т.д. Обратная связь от студентов не заменяет собой полностью данные, необходимые для учебной аналитики, но является важной ее частью. За идеей обратной связи и петель обратной связи стоит концепция постоянного роста качества, в данном случае - образовательного процесса.
2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея)
Проект предлагает создание и запуск для работы на постоянной основе общедоступного сервиса - механизма получения обратной связи от студентов по качеству обучения.
3. Этапы проекта:
1. Анализ существующих стандартизированных форм обратной связи от студентов, активно использующихся в ведущих мировых университетах (октябрь 2019)
2. Выбор и адаптация формы обратной связи от студентов, ее апробация на небольшом количестве сотрудников и итоговая доработка (ноябрь 2019)
3. Создание общедоступного сервиса на сайте ТГУ для доступа к утвержденной форме обратной связи любого сотрудника (декабрь 2019)
4. Разработка кратких методических рекомендаций для сотрудников по использованию сервиса (как преподавателей, так и руководителей) (декабрь 2019)
5. Распространение информации о новом сервисе среди сотрудников и учебных подразделений ТГУ, консультационное сопровождение (декабрь 2019-январь 2020)
6. Стимулирование использования данного механизма на всех трех уровнях "петли обратной вязи" (январь - февраль 2020)
7. Мониторинг использования созданного сервиса и итоговые доработки при необходимости, включение знакомства с сервисом в ознакомительный курс для новых сотрудников ТГУ (март-май 2020)
4. Предполагаемые результаты проекта
а) Разработана форма обратной связи от студентов по качеству обучения
б) Запущен общедоступный механизм доступа к данном сервису на сайте ТГУ
в) Проинформированы 100% учебных подразделений ТГУ
г) Сервисом на первом этапе использования (май 2020) воспользовались не менее 10% сотрудников ТГУ
5. Потенциальные партнеры:
- Центр институциональных исследований (экспертиза формы обратной связи)
- Управление информатизации (создание площадки для сервиса на сайте ТГУ)
- Управление информационной политики ТГУ (распространение информации о новом сервисе)
- Управление персонала (распространение информации о новом сервисе)
- Учебное управление (распространение информации о новом сервисе и методических рекомендаций по его распространению)
- представители Университета Монаша (Австралия), Университета Маастрихта (Нидерланды) (внешняя экспертиза готового сервиса)
6. Смета расходов:
1. Анализ существующих стандартизированных форм обратной связи от студентов, выбор и адаптация формы обратной связи от студентов, ее апробация на небольшом количестве сотрудников и итоговая доработка - 50 000 руб.
2. Создание общедоступного сервиса на сайте ТГУ для доступа к утвержденной форме обратной связи любого сотрудника - 60 000 руб.
3. Разработка методических рекомендаций для сотрудников разных категорий по использованию сервиса - 20 000 руб.
4. Распространение информации о новом сервисе среди сотрудников и учебных подразделений ТГУ по различным каналам, оказание консультационного сопровождения - 20 000 руб.
5. стимулирование использования данного механизма на всех трех уровнях "петли обратной вязи", мониторинг использования созданного сервиса, итоговые доработки при необходимости, дальнейшее консультирование по использованию сервиса - за счет и силами НОЦ Институт передовых технологий в обучении
6. включение знакомства с сервисом в ознакомительный курс для новых сотрудников ТГУ (преподавателей) - за счет и силами НОЦ Институт передовых технологий в обучении
ИТОГО: 150 000 руб.
7. Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.
В настоящее время в ТГУ общей используемой формы обратной связи от студентов как части образовательной политики нет. Как показывает мини-опрос сотрудников ТГУ, ряд преподавателей явно чувствуют данный дефицит и тем или иным образом для себя создают такие формы обратной связи и оценивают результаты. Это бывает важно и при запуске новых курсов, и при адаптации старых курсов,например, под новую аудиторию, и в других сиуациях. Очевидно, что на сегодня эти данные не консолидированы и никем, кроме самих преподавателей, не анализируются.
Очевидно также, что проект, прежде всего, опирается на инициативных и заинтересованных преподавателей и руководителей, у которых сформирован запрос к данному сервису. Далее, при подтверждении его эффективности, предполагается ествественное распространение технологии. В дальнейшем возможно включение данного инструмента в образовательную политику как ее обязательного элемента, что может стать важным эффектом проекта.
Улучшение качества коммуникации внутри образовательного процесса и повышение качества образования в целом - другие важные эффекты данного проекта.
8. Информация об авторе проекта (место работы или обучения).
Автор проекта - Другова Елена Анатольевна, директор НОЦ Институт передовых технологий в обучении, имеет необходимые компетенции для его реализации, а также опыт использования форм обратной связи в одном из ведущих университетов мира (Monash University, Australia).
Илья
любая открытая система с обратной связью имеет путь поступательного развития, в ВШЭ вообще анонимно выбегают лучших и каждая номинация имеет как денежное, так и не материальное поощрение. Так что за открытость и желание идти на встречу компромиссам сторонам с конфликтом интересов.
Ещё снижаются риски связанные, как со студентами, так и в среде коллектива. Единственное, должна идти информационная работа университете, чтобы не было саботажа тех кто не знает зачем все это и тех, кто противник нововведений, политики открытости.