Менеджер проекта: Горенинцева Валентина Николаевна, доцент кафедры романо-германской филологии филологического факультета НИ ТГУ
Команда проекта:
Губайдуллина Анастасия Николаевна
Миклашевский Алексей Алексеевич
Актуальность
Нередко современные школьники имеют недостаточно сформированные представления о филологии как науке в целом и о профессиональной деятельности филолога в частности. Самыми распространенными заблуждениями являются следующие: филолог – это исключительно преподаватель русского языка и литературы, филологи не востребованы на рынке труда и филология – это скучно. Цитируя слова директора Института филологии и искусств Казанского федерального университета Р. Замалетдинова, «в жизни так много филологии, что мы ее просто перестали замечать». Филологи – это универсальные специалисты по работе с текстом, получающие глубокую подготовку не только в области родного языка и литературы, но и в области иностранных языков, философии и психологии. Универсализм позволяет им воплощать себя в разнообразных областях гуманитарной деятельности. Поскольку в современном мире человек окружен разнообразными текстами, специалисты-филологи оказываются востребованными на рынке труда: это преподаватели и научные сотрудники, переводчики (современный филолог должен владеть одним или несколькими иностранными языками), писатели, критики, литературные редакторы, журналисты, ведущие на телевидении, книгоиздатели, специалисты по международным контактам, спичрайтеры, копирайтеры, специалисты в области судебной лингвистической экспертизы текстов, специалисты по информационному сопровождению проектов и т.д.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью формировать адекватное представление о широком спектре современных филологических исследований и социальной значимости профессии филолога через привлечение талантливой молодежи и школьников к участию в научно-исследовательской деятельности факультета и университета, что в свою очередь будет способствовать формированию привлекательного имиджа НИ ТГУ и повышению его конкурентоспособности.
Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта)
Основная идея проекта заключается в вовлечении талантливых и заинтересованных школьников в научно-исследовательскую деятельность в рамках разных направлений современных филологических исследований.
Проект «В лаборатории текста» предполагает организацию научно-исследовательской школы для учеников 8-11 классов, в рамках которой старшеклассники примут участие в ряде научно-исследовательских и творческих мини-проектов. Разработку и реализацию проектов осуществляют бакалавры старших курсов и магистранты факультета в рамках собственных научных проектов, в то время как преподаватели факультета выполняют роль кураторов и научных консультантов.
Тематика и краткое описание мини-проектов:
1. «Шекспировские топосы и герои в русской литературе».
2. «“Гид для новичка” как способ формирования позитивного имиджа школы».
3. «Гутенберг XXI века».
4. Он-лайн олимпиада для школьников по издательскому делу.
5. «Воздействие рекламы на человека».
6. «Литература и театр».
По результатам научно-исследовательской деятельности школьники смогут представить свои доклады на международной молодежной конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения». Также каждый мини-проект заканчивается каким-либо событийным мероприятием (литературный вечер, презентации, олимпиада, спектакль). Для участия в проектах предполагается формирование мини-групп с привлечением старшеклассников как школ-партнеров факультета (Академический лицей, Гуманитарный лицей, гимназия № 29), так и заинтересованных ребят из других школ.
Предполагаемые результаты реализации проекта и индикаторы достижения
Наименование КПЭ Проекта |
Ед. изм. |
Целевое значение КПЭ |
Проведены научные семинары для школьников |
Кол-во |
7 семинаров |
Привлечение студентов |
Кол-во |
15 студентов |
Участие школьников в семинарах |
Кол-во |
100 школьников |
Временные рамки реализации проекта
Мероприятия |
Дата начала |
Дата завершения |
Проведение семинаров и консультаций по разработке программ научных семинаров для школьников. Проведение консультаций со студентами. Проведение установочной встречи с координаторами от школ-партнеров ТГУ. |
01.12.2015 |
08.12.2015 |
Семинарские занятия для школьников в рамках 7 научных семинаров: 1. Литература и театр 2. Воздействие рекламы на человека 3. “Гид по школе” как способ формирования позитивного имиджа 4. Шекспир и русская литература 5. Гутенберг XXI века 6. Математика текста 7. Лингвистическая география |
8.12.2015 |
23.04.2016 |
Подготовка методически материалов, проектных предложений, отчета о реализации проекта |
20.04.2016 |
30.04.2016 |