Менеджер проекта: Подкладова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальной работы ФсФ ТГУ
Команда проекта:
Актуальность
Проблема психологической безопасности в кампусной среде актуальна, как часть жизненной, социальной среды человека. Для студента или преподавателя образовательная среда становится основной. Реальные и потенциальные угрозы психологической безопасности приводят к трудностям социально-психологической адаптации первокурсников, наличию неоптимального эмоционального фона у студентов, негативному психологическому микроклимату в академических группах, появлению различных форм девиантного поведения, снижение учебной мотивации, желании студентов перевестись в другие учебные заведения. Кампусная среда и, следовательно, образовательная среда становится не референтно-значимой.
- будет способствовать укреплению и развитию особой университетской среды, где студентам комфортно и безопасно учиться, жить, развиваться и проводить досуг;
- повысит социальную активность и личностную ответственность студентов, будет содействовать формированию и поддержке конструктивных коммуникаций, даже в случае возникновения конфликтных ситуаций;
- предоставит студентам и университету эффективный инструмент разрешения конфликтов в университете и профилактики их последствий;
Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта)
Проект позволит выявить факторы, отрицательно влияющие на условия обучения, жизнедеятельности и разработать корректирующие мероприятия, позволяющие создать среду более комфортную для профессиональной самореализации студентов.
Основная идея нашего проекта: научить студентов взаимодействовать в ситуации конфликта и конструктивно его разрешать, а также создать ресурсы для оказания помощи студентам в случае наличия у них конфликтов.
Идея проекта будет реализована, прежде всего, через тренинговую подготовку группы медиаторов из числа студентов, заинтересовавшихся технологией посредничества. Именно эти студенты в дальнейшем станут медиаторами службы конфликтологической помощи, реагирующих на запросы обучающихся и сотрудников университета, находящихся в конфликтной ситуации. Они смогут предложить выступить в роли посредников при разрешении конфликта, выдерживая принципы и алгоритм медиативной процедуры.
Кроме того, данные студенты будут принимать участие в обучении на мини-тренингах студентов, проживающих в общежитиях университета, навыкам конструктивного взаимодействия (по принципу равный обучает равного, при участии и под руководством преподавателя). Для этих студентов работа в службе станет фактором приобретения так называемых «мягких компетенций» и повышения конкурентоспособности на рынке выпускников. Для студентов всего университета такая работа станет фактором создания благоприятной университетской среды для обучения, общения и совместного проживания в общежитиях.
Предполагаемые результаты реализации проекта и индикаторы достижения
Наименование КПЭ Проекта |
Ед. изм. |
Целевое значение КПЭ |
Проведено исследование психологической безопасности студентов |
Кол-во |
300 респондентов |
Создание студенческой службы конфликтологической помощи из студентов-медиаторов |
Кол-во |
20 студентов-медиаторов |
Проведены “демонстрационные версии” медиации, проработаны модельные ситуации по разрешению конфликта |
Кол-во |
Не менее 4-х |
Размещение информации о работе службы |
Кол-во |
Не менее 4-х электронных ресурсов |
Статья по итогам проекта |
Кол-во |
2 |
Временные рамки реализации проекта
Мероприятия |
Дата начала |
Дата завершения |
Сбор материалов по тематике конструктивного разрешения конфликтов Разработка тренинга Создание группы проекта в социальных сетях. Подбор и разработка диагностического инструментария, выбор факультетов, подготовка процесса опроса. |
15.12.15 |
31.01.16 |
Разработка модели функционирования службы (группы) конфликтологической помощи студентам при кафедре социальной работы ФсФ ТГУ Проведение эмпирического исследования на факультетах. |
1.02.16 |
15.03.16 |
Отбор и подготовка студентов-медиаторов Краткосрочная стажировка преподавателя проекта (1 человек) в ведущую организацию по практике разрешения и урегулирования конфликтов Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования, обсуждение с администрациями факультетов/институтов выявленных проблем, разработка рекомендаций. |
1.02.16 |
1.04.16 |
Запуск работы службы конфликтологической помощи. Проведение студентами самостоятельных процедур медиаций при сопровождении кураторов (руководителей проекта); Мотивационная и методическая поддержка студентов-медиаторов |
1.04.16 |
15.06.16 |
Проведение информационной кампании о работе службы; Поддержка в актуальном состоянии группы в социальных сетях (на постоянной основе) |
15.03.16 |
1.06.16 |
Написание 2 статей по итогам проекта Подготовка отчета, презентации по итогам реализации проекта |
1.06.16 |
15.06.16 |