​Цифровой навигатор преподавателя

Смотреть видео

1. Актуальность

Современные реалии образовательного процесса, все более трансформирующегося под воздействием цифровых технологий, ставят перед преподавателем задачи, требующие освоения принципиально новых компетенций. Студенты нового поколения имеют определенный запрос на форму подачи материала, на новые форматы и площадки учебного взаимодействия, на перенос в учебный процесс привычных и удобных моделей коммуникации. Так, примером коммуникативных площадок могут служить социальные сети, мессенджеры, планировщики задач и многое другое. А материал в формате лонгрида (текст, изображения, видео - в общем, привычная нам страница сайта) воспринимается лучше, чем отсканированная и представленная в формате pdf книга, да и работа по проекту в едином виртуальном органайзере в удобное для каждого время - гораздо продуктивнее, чем еженедельные встречи, на которые кто-то всегда опаздывает. Изменение инструментов и площадок неизменно приводит к изменениям в методологии и принципах организации привычных форматов взаимодействия. Аналогичная ситуация складывается и в образовании: обилие удобных сервисов способствует появлению новых методик, практик и даже смене концептуальных принципов преподавания и обучения.

Проект направлен на обеспечение преподавателю индивидуальной траектории навигации в широком спектре информационно-методических ресурсов, сочетающих инструкции и гайды по использованию инструментов, методики их применения и лучшие практики от преподавателей ТГУ.

2. Идея проекта

Предлагаемый проект предполагает разработку “Цифрового навигатора преподавателя”. Это реализуемая на портале ТРЦКОО интерактивная схема с элементами индивидуализации, навигация по которой через ответы на серию наводящих вопросов обеспечит преподавателю помощь в решении различных задач (инструментальных, методических, педагогических) при переходе на дистанционное и электронное обучение. Навигатор будет вести преподавателя до выявления проблемы, порекомендует ему готовые кейсы по работе с отдельными цифровыми инструментами, советы экспертов по методике организации занятий и лучшие практики от коллег, удачно решивших подобные задачи в своих дисциплинах.

Для реализации данного проекта имеется задел в виде двух ресурсов: коллекции видео-гидов по использованию цифровых инструментов для преподавателей (digitaltoolstsu.tilda.ws) и оцифрованный преподавательский опыт работы в тотальном дистанте (paranadivane.ru/). Это материалы, подготовленные командой данного проекта в 2020 году. Идея проекта заключается в систематизации данных материалов, их методическом осмыслении и разработке программного решения, помогающего преподавателям “не утонуть” в море полезного материала, а подобрать что-то актуальное и полезное для решения конкретной проблемы. Технологии организации и проведения онлайн-занятий, технологии коммуникации, поддержки и сопровождения студентов, проектирования и подготовки электронного контента - эти и другие темы лягут в основу контента навигатора.

Цифровой навигатор будет доступен всем преподавателям без ограничений и размещён на сайте Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения. На ресурсе также будут даны контакты цифрового куратора ИДО ТГУ, который всегда сможет проконсультировать преподавателя, если остались вопросы. Запуск проекта будет сопровождаться обучающими и рекламными вебинарами, проведением семинаров, выпуском статей и другими мероприятиями. Данные об ответах пользователей на вопросы алгоритма позволят проанализировать уровень сформированности цифровых компетенций преподавателя, а также выявить зоны нехватки информации, которая будет компенсироваться по мере реализации проекта.

Номинация: Разработка форматов и ресурсов для повышения цифровой грамотности преподавателей на основе современных технологий

4. Этапы реализации



№ этапа

План выполняемых работ

Сроки выполнения

1.

Систематизация сервисов для работы преподавателей в цифровой среде

Июль 2020

2.

Разработка методических рекомендаций по применению сервисов для работы преподавателей в цифровой среде

Июль 2020

3.

Разработка алгоритма движения преподавателя по предлагаемым сервисам

Июль 2020

4.

Разработка программного решения для реализации работы алгоритма

Август-сентябрь 2020

5.

Размещение алгоритма на сайте Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения

Сентябрь-октябрь 2020

6.

Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов (обучающие и рекламные вебинары, семинары, выпуск статей и др.)

Сентябрь-декабрь 2020

7.

Содержательная и техническая поддержка работы алгоритма

Сентябрь-декабрь 2020

8.

Анализ данных о взаимодействии преподавателей с алгоритмом, подготовка отчёта

Декабрь 2020

4. Предполагаемые результаты

4.1 Количественные результаты

Результат

Мера измерения

Кол-во (не менее)

1.

Воспользовались “Цифровым навигатором преподавателя”

Чел.

100

2.

Проведено мероприятий, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов (обучающие и рекламные вебинары, семинары, выпуск статей и др.)

Шт.

10

4.2. Качественные результаты

  • Систематизированы сервисы для работы преподавателей в цифровой среде;
  • Разработаны методические рекомендации по применению сервисов для работы преподавателей в цифровой среде;
  • Разработан алгоритм движения преподавателя по предлагаемым сервисам для решения задач, стоящих перед преподавателем
  • Разработано программное решение для реализации работы алгоритма;
  • Алгоритм размещён на сайте Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения, осуществляется его содержательная и техническая поддержка;
  • Проведено 10 мероприятий, популяризирующих цировые технологии обучения и использующих\продвигающих разработанный ресурс
  • Проведён анализ данных о взаимодействии преподавателей с алгоритмом, подготовлен отчёт

5. Ресурсы

  • Институт дистанционного образования
  • Центр повышения квалификации и переподготовки
  • Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения (площадка для программного решения и кейсы для содержательного наполнения)
  • САЕ “Институт человека цифровой эпохи” (экспертная помощь)
  • НОЦ “Институт передовых технологий обучения” (экспертная помощь)
  • Зам. деканов по ЭО факультетов и институтов ТГУ (29 чел.)

Для успешной реализации проекта имеются:

  • Слаженная команда ИДО, ЦПКП, инициативных преподавателей-участников проекта “Пара на диване”
  • Материалы, подготовленные командой в 2020 году: копилка цифровых инструментов для преподавателей (digitaltoolstsu.tilda.ws) и оцифрованный преподавательский опыт работы в тотальном дистанте (paranadivane.ru/)
  • Опыт команды в проведении обучающих мероприятий для преподавателей по тематике применения цифровых технологий
  • Опыт команды в разработке электронных образовательных ресурсов и программных решений в области образования
  • Непосредственная связь основной профессиональной деятельности членов команды с помощью в создании электронных образовательных ресурсов преподавателям ТГУ
  • Выстроенная система взаимодействия с подразделениями ТГУ, включая зам.деканов по электронному обучению
  • Площадка для размещения ресурса - сайт Томского регионального центра развития компетенций в области онлайн-обучения

6. Предполагаемые статьи расходов

Позиция

Сумма, руб

1.


Систематизация сервисов и разработка методических рекомендаций по применению данных сервисов для работы преподавателей в цифровой среде

10 000

2.

Разработка алгоритма движения преподавателя по предлагаемым сервисам

50 000

3.

Разработка программного решения для реализации работы алгоритма и его размещение на сайте Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения

50 000

4.

Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов (обучающие и рекламные вебинары, семинары, выпуск статей и др.)

20 000

5.

Содержательная и техническая поддержка работы алгоритма

20 000

6.

Анализ данных о взаимодействии преподавателей с алгоритмом, подготовка отчёта

50 000


Итого

200 000

7. Дополнительная информация

Работа, проделанная в рамках проекта, ляжет в основу онлайн-курса для преподавателей, планируемого командой проекта к реализации в будущем, а также будет применяться при реализации программ повышения квалификации в области педагогики в ТГУ.

8. Информация об авторе проекта

Автором проекта выступает инициативная группа Института дистанционного образования и Центра повышения квалификации и переподготовки в составе:

1)Директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ, преподаватель программ повышения квалификации “Цифровая трансформация преподавателя”, “Совершенствуем курс в Moodle” и др., автор проекта “Пара на диване”, Светлана Велединская.

2)Директор Института дистанционного образования, директор Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения, Виктория Дубровская.

3) Директор Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ, преподаватель программ повышения квалификации “Онлайн-курс: от идеи до выхода на платформу”, “Цифровая трансформация преподавателя”, член команды проекта “Пара на диване” Дарья Маслова.

4) Доцент каф. гуманитарных проблем информатики, автор МООКа по основам социальной робототехники, преподаватель программ повышения квалификации в области цифровизации образования Надежда Зильберман.

5) Специалист по учебно-методической работе, цифровой куратор ИДО ТГУ, преподаватель программы повышения квалификации “Интерактивные технологии в обучении”, Полина Спрукуль.

6) Программист

Контакты:

da_maslova@ido.tsu.ru

8-923-412-56-59 (Дарья Маслова).

Ссылка на видеоролик с презентацией проекта: https://www.youtube.com/watch?v=0j5wgoOBKEw

Документы

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Поддержали инициативу

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.