Создание системы мониторинга активностей студентов в системе «Электронный университет – MOODLE»

1. Обоснование актуальности для развития университета и/ или университетской среды.

Для НИ ТГУ как одного из ведущих университетов, особенно в контексте активного международного сотрудничества, важен постоянный мониторинг качества образовательного процесса. Электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного пространства НИ ТГУ, а в свете активной цифровизации всех сторон общественной жизни стало приобретать особую значимость. Мониторинг в области электронного обучения в НИ ТГУ призван играть особую роль в управлении его качеством, что соответствует активно обсуждаемому и готовящемуся к выходу проекта документа Минобрнауки РФ «Методические рекомендации по организации и проведению в организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования» от 05.10.2017 г. В нем подчеркивается целесообразность привлечения инструментов электронной информационно-образовательной среды для организации входного, текущего, промежуточного, итогового контроля; формирования портфолио достижений обучающихся; обеспечения доступа обучающихся к результатам контроля их знаний; составления рекомендаций руководителем основных образовательных программ для педагогических работников по совершенствованию методик преподавания и содержания соответствующих дисциплин и формирования индивидуальных траекторий обучения студентов.

Ключевой задачей мониторинга активностей студента является создание целостной системы оценивания и диагностики, которая формирует объективную информационную картину как о результатах образовательного процесса, так о его динамике, включая задействованные факторы и субъекты, технологии и способы оценивания. Система мониторинга активностей студентов позволит:

  • установить обратную связь, демонстрирующую соответствие фактических результатов активности обучающихся и применяемых ресурсов и элементов электронного учебного курса педагогическим целям. Тем самым можно выявить и оценить эффективность проводимых педагогических действий в системе дистанционного обучения Moodle;
  • получить ценную информацию, которая подлежит обязательному обобщению и дальнейшему использованию в проектах по выявлению «цифровых следов» обучающихся в электронной информационно-образовательной среде вуза, формированию их цифровых портфолио, содержащих учебные результаты и способствующих выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий , тьюторскому сопровождению учебного процесса в НИ ТГУ;

2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).

Цель – создание системы мониторинга активностей студентов в системе «Электронный университет – MOODLE» для оценки качества электронного обучения и развития механизмов индивидуализации обучения. Задачи проекта:

1) разработать модель мониторинга (в том числе, параметры по которым будет анализироваться информация, этапам и видам мониторинга, указаний по использованию полученных данных и необходимости корректирующих мероприятий по итогам мониторинга);
2) проанализировать и описать способы применения методики, ее внедрение;
3) выявить условия при которых система мониторинга будет работать эффективно, описать преимущества и недостатки системы,
4) вовлечь в апробацию системы мониторинга 2 учебных подразделения (РФФ, ИФ);

5) исходя из полученной информации разработать комплекс рекомендаций, направленных на совершенствование структуры, содержания, способов использования электронных учебных курсов (ЭУК) в качестве учебно-методических комплексов в поддержку реализуемых дисциплин в НИ ТГУ, а также проведение мероприятия по информированию представителей учебных подразделений о полученных результатах; В ходе решения задач реализации поставленной цели предполагаются следующие изменения:

  • обратная связь от обучающихся в виде результатов анкетирования;
  • топ-100 наиболее активных в ЭО студентов;
  • преодоление ситуации низкой мотивации обучающихся к изучению отдельных ЭУК из-за выявленных в результате мониторинга недостатков, повышение активности обучающихся в ЭУК с пониженными показателями активности;
  • положительная тенденция в успеваемости обучающихся по дисциплинам, в которых предусмотрено использование ЭУК при условии учета разработанных методических рекомендаций по организации работы в системе «Электронный университет Moodle»;

3. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Результат – эффективная система мониторинга активностей студентов в системе управления электронным обучением «Электронный университет – MOODLE» как часть общей системы мониторинга электронного обучения, направленная повышение качества образования.

  1. Выгрузка количественных данных об активности студентов в имеющихся электронных учебных курсах по всем подразделениям университета, представленным в системе Moodle (27) – 1 выгрузка по итогам второго.семестра 2017/18 уч.года;
  2. Выявленные электронные учебные курсы с самой высокой и самой низкой активностью студентов на РФФ и ИФ – 30 ЭУК;
  3. Учетные записи студентов, по которым отслеживается результативность работы, активность в отобранных ЭУК – 150 уч.записей студентов ;
  4. Анкетирование обучающихся о качестве ЭУК – 8 подразделений по итогам второго.семестра 2017/18 уч.года;
  5. Рейтинги наиболее активных в электронном обучении студентов (Топ-100) и лучших ЭУК (Топ-10) 2 рейтинга;
  6. Представление результатов мониторинга руководителям основных образовательных программ, ответственным за электронное обучение от подразделений, Тьюторскому центру /Лаборатории индивидуализации и тьюторства ТГУ 1 рабочая встреча.

4. Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).

1) Аналитический этап, апрель 2018 г.
Сбор и анализ информации об объектах предстоящей оценки и диагностики, об исходных условиях и возможностях электронной образовательной среды для нормального функционирования системы мониторинга активности студентов. Цель этапа – сформировать объективную картину о состоянии исследуемого вопроса, учесть возможные сложности и избежать их при разработке системы мониторинга активностей студентов, ранжирование полученной информации по выдвинутым задачам.

2) Создание концепции, 10 мая - 20 июня 2018 г.
Проверка возможностей системы Moodle по выгрузке всех количественных и качественных результатов деятельности студентов; Разработка и описание методики проведения мониторинга; Разработка способов применения методики; Составление перечня необходимых требований и условий реализации; Цель этапа – получить готовую схему реализации мониторинга с четко прописанными элементами системы, их функционалом, этапами реализации, ответственными лицами.

3) Реализация, 21 июня- 25 августа 2018 г.
Создание необходимых условий (технических и организационных), Выгрузка данных по всем подразделениям НИ ТГУ, размещающим ЭУК в системе “Электронный университете Moodle” (28 подразделений) по всем ЭУК за отчетный период (на 20. 06. 2018 г.). Массив полученных данных будет использован для выявления средних показателей активности студентов по всем факультетам. Апробировать разрабатываемую в рамках проекта систему мониторинга активности студентов в отдельно взятом подразделении планируется на ИФ и РФФ. В дальнейшем данную систему можно будет применить и для остальных подразделений на основе полученных данных. Проведение анкетирования студентов 8 подразделений. Проведение мониторинга. Вовлечение членов рабочей группы от РФФ и ИФ для анализа оценки и проведения диагностики по полученным данным. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры, содержания, способов использования электронных учебных курсов; Предоставление информации по успеваемости/интересам студентов, прошедшим обучение на ЭУК, попавшим в выборку, заинтересованным смежным подразделениям (учебным офисам/деканатам/руководителям ООП, тьютору). Цель этапа – проведение всех этапов мониторинга активности студентов в системе управления электронным обучением «Электронный университет – MOODLE» и внедрение его результатов в дальнейшую работу.

4) Завершение, 01 сентября - 10 ноября 2018 г.
Проведение семинара для ответственных за электронное обучение от подразделений с участием вовлеченных в апробацию системы мониторинга учебных подразделений, представление итогов мониторинга и выработанных рекомендаций; Обобщение и анализ реализованных задач. Составление плана корректирующих мероприятий по проведению мониторинга активности студентов на следующий семестр и предложений по экстраполяции система мониторинга на остальные подразделения НИ ТГУ. Составление отчета. Цель этапа – рефлексия выполнения намеченного и составление плана корректирующих мероприятий, подготовка отчета о реализации проекта.

5. Предполагаемые заинтересованные стороны

  • Обучающиеся очной и заочной формы, всех уровней образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
  • Представители кафедр, интересующиеся системой мониторинга в Электронном обучении;
  • ППС, создающие ЭУК в системе управления электронным обучением «Электронный университет – MOODLE» и претендующие на проведение экспертизы их ЭУК и включение в электронных каталог НБ ТГУ;
  • Тьюторский центр / Лаборатория индивидуализации и тьюторства НИ ТГУ.

6. Партнеры в реализации (подразделения ТГУ, внешние позиционеры и структуры).

Состав рабочей группы: сотрудники

  • научно-методического отдела ИДО ТГУ
    1) Е.С. Горюнова (специалист по УМР)
  • отдела информационных и ресурсных технологий ИДО ТГУ
    2) Р. Кононенко (программист)
    3) А.А. Степаненко (программист)

На этапе апробации - привлеченные сотрудники ТГУ:
4) доц., ответственный за электронное обучение А.А. Жуков (РФФ);
5) доц. Ж.А. Рожнева (ИФ).

7. Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.

Имеются технические ресурсы (система «Электронный университет Moodle»), оборудованные средствами информационно-коммуникационных технологий рабочие места. Для реализации всех запланированных этапов необходимо привлечение дополнительных кадровых ресурсов: 2 программистов, сотрудников двух учебных подразделений (РФФ, ИФ). Исходя из данной потребности, был определен состав рабочей группы.

8. Предполагаемые статьи расходов.

  • руководство и координация в проекте – 25 тыс (включая все налоги)
  • разработка модели системы мониторинга активности студентов в системе «Электронный университет Moodle» (совокупное участие членов рабочей группы с учетом процента участия каждого из них) – 45 тыс (включая все налоги);
  • анализ и описание способов применения методики, условий при которых система мониторинга будет работать эффективно, ее внедрение (совокупное участие членов рабочей группы с учетом процента участия каждого из них) – 35 тыс (включая все налоги);
  • анализ типовых активностей студентов при работе с курсом в системе Moodle и написание скрипта по выгрузке этих активностей (программист) – 35 тыс (включая все налоги);
  • разработка методики анализа выгруженных из системы Moodle данных, создание подробного алгоритма, изучение возможностей автоматизации подсчетов (программист) – 35 тыс (включая все налоги);
  • организация анкетирования студентов на базе системы Moodle (совокупное участие членов постоянной рабочей группы с учетом процента участия каждого из них) – 15 тыс (включая все налоги);
  • организация апробации системы мониторинга с привлечением представителей учебных подразделений; (специалисты от двух факультетов) – 50 тыс (включая все налоги);
  • разработка методических рекомендаций по организации работы в системе «Электронный университет Moodle» (совокупное участие членов рабочей группы с учетом процента участия каждого из них) – 25 тыс (включая все налоги);
  • организация и проведение семинара по информированию представителей учебных подразделений, ответственных за электронное обучение о полученных результатах (совокупное участие членов рабочей группы и привлеченных специалистов с учетом процента участия каждого из них) – 15 тыс (включая все налоги);
  • мероприятия по предоставлению результатов мониторинга руководителям ООП, Тьюторскому центру (Лаборатория индивидуализации и тьюторства) ТГУ и формированию и представлению отчета по проекту (совокупное участие членов постоянной рабочей группы с учетом процента участия каждого из них) –20 тыс (включая все налоги);
    Итоговая сумма расходов по проекту – 300 000 руб.

9. Любая дополнительная информация, отражающая достоинства (актуальность, уникальность, реалистичность) инициативы.

Потребность в создании системы мониторинга активностей студентов в системе «Электронный университет – MOODLE» назрела уже давно. Осмысление этого вопроса сотрудниками ИДО ТГУ предпринималось, что отражается в ряде уже опубликованных статей:

  1. Степаненко А.А., Фещенко А.В. «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4(68). C. 58–62.
  2. Танасенко К.И. Разработка и апробация модели оценки качества сопровождения электронного обучения в LMS MOODLE | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67).

10. Информация об авторах проекта (место работы или обучения, контакты).

Горюнова Елена Сергеевна, к.пед.н., специалист по учебно-методической работе научно-методического отдела ИДО НИ ТГУ, e-mail: gorunova@ido.tsu.ru, тел. 52-94-94
Кононенко Рустам, программист отдела информационных и ресурсных технологий ИДО НИ ТГУ, kononenko_rustam@mail.ru, тел. 52-94-94
Степаненко Александр Александрович, программист отдела информационных и ресурсных технологий ИДО НИ ТГУ, alexx@ido.tsu.ru, тел. 52-94-94
Жуков Андрей Александрович, доцент РФФ НИ ТГУ, gyk@mail.tsu.ru
Рожнёва Жанна Анатольевна, доцент ИФ НИ ТГУ, zhar@ido.tsu.ru

Документы

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Поддержали инициативу

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.