Обоснование актуальности для развития университета и/или университетской среды.
Актуальность ГИС, в частности городских, со временем только возрастает, не только потому что люди не всегда способны удержать в памяти местоположения, наименования, характеристики и данные объектов, зданий, организаций, но и из-за быстрых темпов изменений, ведь организации, постоянно перемещаются, изменяют наименования, сменяются одни другими; по сути, подобная информация является высоко динамичной в плане изменений и довольно массивной в плане объёма и содержания.
В наше время бурного развития информационных технологий и ускорения темпов жизни, всё большее значение и пользу приобретают те цифровые продукты, которые не только обладают привлекающим внимание внешним графическим интерфейсом, но и результативно, быстро решают свои задачи.
В большинстве случаев, ГИС-продукты являются сложными и громоздкими в плане пользовательского интерфейса, относительно медленными, причем рекламные функции заметно замедляют скорость выполнения функций.
Более того, увеличивается поток «мусорной» информации и рекламы, часто очень «топорной» и назойливой, который «давит» на нас не только на улицах, в интернете или телевидении, но и сопровождает пользователей информационных продуктов, порой замедляя скорость выполнения задач. С учётом вышеуказанного, всё больше стоит обращать внимание на цифровые продукты, которые не замедляют скорость выполнения задач, обладают «быстрым» интерфейсом взаимодействия с пользователем.
Одним из таких направлений является разработка ботов, в частности в рамках тех сред, которые их поддерживают.
Большую популярность продолжают набирать так называемые мессенджеры. Их полезными особенностями в данном контексте являются быстро работы, относительно минималистичный интерфейс, зачастую – кроссплатформенность, нетребовательность к вычислительным мощностям, не перенасыщен рекламной, и уведомляющей информацией. Здесь следует отметить Telegram (Телеграм), поскольку он имеет довольно простой и быстрый пользовательский интерфейс, бесплатен, открыт, в нём хорошо реализованы возможности создания довольно сложных ботов. Боты выполняют определенные функции при обращении к ним в рамках данного мессенджера.
Следует отметить, что данный мессенджер кроссплатформенен, к тому же, имеет версию для работы в браузере и на настольных ПК, причем, почти без изменения функциональных возможностей.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о целесообразности выбора мессенджера Телеграм в качестве целевой платформы.
Объединяя в совокупности сказанное можно сформулировать суть актуальной идеи – создание и продвижение пока не имеющего аналогов продукта – ГИС-бот (сервис) города Томска на платформе мессенджера Телеграм.
Актуальность и значения для Томского государственного университета заключается в том, что
- Основная часть абитуриентов, многочисленных участников проектов и мероприятий – являются жителями других городов, а зачастую – и государств, которым не легко ориентироваться в ещё незнакомом городе.
- Позиционирование НИ ТГУ в рамках данного продукта в инновационном контексте.
- Существование подобного сервиса положительно для имиджа Университета в инновационном, современном свете, а также для привлечения дополнительного внимания, в том числе, через дополнительные связанные «инфоповоды».
- Данный проект имеет большие возможности для коммерциализации и тиражирования на другие города.
Краткая характеристика предполагаемых изменений.
С одной стороны, в настоящее время достаточно активно используются боты в социальных сетях и мессенджерах, с другой – широко распространены городские ГИС. Но трудно найти пример полноценного качественного скачка вперёд в этой сфере, результатом бы которого стало новшество в виде городского ГИС-сервиса прямо в мессенджере на смартфоне, планшете, ПК, настольном компьютере, браузере.
Но в результате реализации проекта такой рывок вперед будет осуществлён.
Характеристика имеющихся ресурсов проекта. Описание требуемых ресурсов. Предполагаемые расходы.
Расчет представлен на период 2 года, по минимальным пунктам, однако, полной или частичной окупаемости возможно достичь до истечения указанного срока, что позволит в том числе уменьшить предполагаемые расходы из источников поддержки.
Значения в основном приведены к максимальным, т.е. в процессе деятельности и уточнения предполагается их минимизация.
- Хостинг проекта в случае использования внешнего коммерческого сервиса – 300-500 руб.\мес. (до 12 тыс. руб.). Однако, стоит рассмотреть вопрос использования внутренних ресурсных и технических возможностей ТГУ.
- Услуги по заполнению и актуализации изменяющихся данных – 2500-3000 руб.\мес. (до 72 тыс. руб.).
- Услуги по созданию полнофункциональной версии Продукта – до 50-70 тыс. руб.
- Оплата работы руководителя-администратора (договор ГПХ) – 2 тыс. руб.\мес. (до 48 тыс. руб.)
- Продвижение, в том числе через платные услуги и проведения конкурсов и розыгрышей в целях расширения аудитории – до 60 тыс. руб.
Возможны иные расходы.
Предполагаемые заинтересованные стороны.
- Студенты ТГУ.
- Участники иногородние и иностранные участники конференций, проектов и иных мероприятий.
- Администрация ТГУ.
- Абитуриенты ТГУ.
- Жители Томска.
- Представители коммерческих и некоммерческих организаций.
Этапы работ по проекту и сроки.
- Создание внутренней структуры работы. Доработки и уточнения Технических требований к продукту. В том числе с учетом пожеланий студентов Университета. (апрель-май 2018г.)
- Создание концепции информационно-имиджевого отражения НИ ТГУ как сложного объекта в рамках содержащихся справочных данных в создаваемом сервисе. (апрель-май 2018г.)
- Непосредственно создание Телеграм ГИС-бота. Внесение возможных правок по ходу создания. Заполнение ГИС-данными. (июнь-август 2018г.)
- Начало популяризации и продвижения продукта, в том числе с использованием первых инфоповодов. (июль 2018г. – апрель 2019г.)
- Начало сбора и актуализация данных для ГИС-составляющей. (июль-апрель 2019 г.)
- Дальнейшее развитие проекта – после окончания поддержки, предусмотренной данным конкурсом инициатив. (начиная с мая 2018г.)
Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.
В результате будет создан уникальный ГИС-продукт в формате Телеграм-бота, позволяющего получать информацию о г. Томск в удобном и быстром формате в кроссплатформенном режиме работы данного сервиса. Также, в ГИС-данные будут включены данные, которые «выделяют» НИ ТГУ в ряде запросов пользователей.
Кроме того, будут использоваться неназойливые способы включения рекламных сообщений на коммерческой платной основе.
Минимальный размер чистой прибыли для самоокупаемости – 10 тыс. руб. /мес. Что является минимальным показателем продукта с точки зрения коммерческой деятельности. Средне-целевым показателем с учетом уникальности продукта и отсутствием прямой конкуренции – 30-50 тыс. руб.\мес. Даже минимальные значения прибыли позволят развивать направление отдела продаж.
Данный продукт является удобным в плане дальнейшего развития.
Возможности передачи опыта (результатов) проекта в соответствующие структуры ТГУ.
Проект является легко сопровождаемым, код и инфраструктура продукта могут переданы без особых технических сложностей и ухудшения функционирования проекта - в короткие сроки.
Информация об авторе проекта.
Ивлев Игорь Сергеевич, студент-магистрант НИ ТГУ, ЛГПИ. Направление - Гуманитарная информатика.
Ранее окончил КемГУ (по специальностям Юриспруденция и Прикладная информатика). В данный период был активистом и участником команд SIFE, клуба дебатов, проекта Молодежный парламент города.
Кроме того, автор проекта по развитию направления «оцифровки» традиционных услуг, перевода их в онлайн-формат.