Увеличение доли трудоустроенных выпускников НИ ТГУ

1. Обоснование актуальности для развития университета.

Ежегодно Минобрнауки проводит мониторинг эффективности трудоустройства выпускников всех вузов России. Мониторинг проводится на основе данных Пенсионного фонда Российской Федерации. Критерий «Трудоустройство» – один из семи важнейших критериев, по которым проводится мониторинг эффективности вузов.

По данным мониторинга 2017г., показатель трудоустройства выпускников НИ ТГУ составил для выпускников 2015г. около 70% - на грани эффективности, порог которой для нашего региона также составляет 70%. Дальнейшее уменьшение показателя трудоустройства может грозить признанием неэффективности НИ ТГУ по этому критерию.

Отдел практик и трудоустройства (ОПиТ) ТГУ постоянно проводит ряд мероприятий по содействию трудоустройству выпускников. Основные среди них: поиск вакансий для выпускников и мест проведения практики студентов, организация презентаций компаний-работодателей, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства с предоставлением вакансий и рекомендаций работодателям, приглашение на такие консультации неработающих выпускников, проведение кампусного курса «Школа эффективного трудоустройства» - обучение студентов самостоятельному поиску работы или иной занятости. Вся информация для студентов и выпускников публикуется на сайте отдела www.cstv.tsu.ru и в группе социальной сети «ВКонтакте» vk.com/cstv_tsu .

По ряду объективных причин, предпринимаемых мер недостаточно для исправления ситуации, поэтому проект предусматривает вовлечение в профориентационную деятельность факультеты и кафедры.

На многих факультетах одним из первых курсов, который читают студентам, является «Введение в специальность», где молодым людям рассказывают об особенностях их будущей профессии, о том, какие знания, навыки и компетенции они получат, овладев этой специальностью. К сожалению, при этом, очень редко уделяется внимание профориентации: на каких предприятиях или в организациях, какие должности могут занимать такие специалисты, как искать свободные вакансии, если университет не сможет предложить достойные варианты, насколько востребованы такие специалисты и т.д. Предлагаемый «карьерный» семинар призван заполнить этот пробел университетского образования.

2. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея).

Предлагаем проводить для студентов выпускного курса каждого направления подготовки специальные «карьерные» семинары. В данных Минобрнауки приводятся показатели эффективности трудоустройства для каждого направления подготовки, по которым ведется обучение в ТГУ, поэтому начнем с тех специальностей, где показатель трудоустройства самый низкий.

Основные темы семинара: где можно работать выпускнику данной специальности, где работают выпускники прошлых лет, каких знаний и компетенций ждут от них будущие работодатели, где и какие вакансии искать, как составить эффективное резюме, как готовиться к собеседованию с работодателем.

Одной из главных составных частей семинара будет демонстрация видеоинтервью работодателей, нуждающихся в таких специалистах. Руководитель компании или специалист отдела по работе с персоналом расскажет: какие компетенции необходимы таким специалистам, каких качеств они ждут от кандидатов на вакансии, приведет примеры входных испытаний для кандидатов. Эти сведения «из первых рук» могут стать руководством для будущего выпускника для дальнейшей коррекции образовательной траектории или практического опыта.

На основе кампусного курса «Школа эффективного трудостройства» будет создан автономный курс в системе moodle, в свободном доступе для любого студента или сотрудника ТГУ. Всю информацию курса можно будет получить самостоятельно, посмотреть видеоролики с интервью работодателей.

В первое время, для студентов «самых проблемных» по показателю «трудоустройство» направлений подготовки, карьерные семинары проведут профконсультанты отдела практик и трудоустройства. В дальнейшем, на каждом факультете, на каждой кафедре один из преподавателей или сотрудников кафедры будет проводить карьерные семинары, предположительно, в рамках курса «Введение в специальность».

3. Предполагаемые результаты реализации с показателями их достижения.

Проведение «карьерных» семинаров для студентов, планомерная работа с кафедрами по поиску потенциальных работодателей и трудоустройству выпускников даст рост показателя «трудоустройство» для выпускников «проблемных» факультетов и направлений подготовки на 15-20%.

Всего будет проведено 25-30 «карьерных» семинаров, будет снято 10-12 видеоинтервью с работодателями, создан автономный курс для самостоятельного изучения в системе moodle.

Показатель «Трудоустройство» для всего университета в ближайшие годы поднимется на 8 - 12%.

4. Предполагаемые временные рамки реализации (с разбивкой на этапы).

Определение круга «проблемных» направлений подготовки. Договоренность с факультетами, кафедрами о включении «карьерных» семинаров в учебный процесс. Составление расписания.

Март – апрель 2019г.

Проведение видеоинтервью с работодателями, подготовка видеороликов для семинаров.

Март – сентябрь 2019г.

Проведение первого этапа «карьерных» семинаров: 6-8 семинаров на самых «проблемных» направлениях подготовки.

Апрель – май 2019.

Индивидуальные консультации с выпускниками 2018г. и 2019г. Подготовка расписания семинаров на первый семестр 2018-2019 уч. года.

Июль – сентябрь 2019г.

Проведение «карьерных» семинаров: 15-20 семинаров.

Октябрь – Декабрь 2019г.

5. Предполагаемые заинтересованные стороны.

Университет заинтересован в повышении показателя эффективности «Трудоустройство», в выходе из опасной зоны по этому показателю.

«Проблемные» кафедры и факультеты повысят эффективность трудоустройства своих выпускников.

Каждый студент, посетивший такой семинар повысит свои шансы на успешное трудоустройство.

Увеличится количество выпускников, считающих свое образование успешным, востребованным на рынке труда и успешно реализующих свои возможности.

А чем больше у нас успешных выпускников – тем больше положительных примеров видят перед собой студенты и абитуриенты, тем больше аргументов для расширения работы Ассоциации выпускников и пополнения эндаумент-фонда.

6. Партнеры в реализации.

Большую работу предстоит провести с факультетами университета – в составлении расписания семинаров, в разъяснении студентам и кафедрам необходимости их проведения.

Партнерами проекта станут работодатели, принимающие участие в создании видео-обращений к студентам. Одновременно, через видео, они могут пригласить студентов, будущих выпускников, на работу в их организацию, учреждение. По возможности, организациям-работодателям будет предложено сделать взнос в эндаумент-фонд ТГУ.

7. Наличие ресурсов для реализации, описание требуемых ресурсов.

Профконсультанты отдела практик и трудоустройства более 10 лет назад разработали учебный курс «Школа эффективного трудоустройства». Последние три года, каждый семестр, обучение проводилось в рамках кампусного курса. Учебный курс составлен по алгоритму действий человека в режиме поиска работы: самоопределение, исследование рынка труда, поиски возможных вакансий, составление эффективного резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, основы трудового законодательства, первые дни на рабочем месте.

На основе курса разработаны «карьерные» семинары, которые рассчитаны на 1-2 пары, включают большое количество информации из кампусного курса. Целью семинара является знакомство будущего выпускника с возможностями трудоустройства по его специальности. Ежегодно, с 2014 года такой карьерный семинар в объеме 4 часа, проводится для направления подготовки "математика и механика". По данным ПФРФ, трудоустроено 85% выпускников 2015г. этого направления подготовки. Надеемся, что, в том числе, и с нашей помощью.

8. Предполагаемые статьи расходов.

Статья расходов

Сумма (руб.)

ФОТ за проведение занятий в учебных группах разных направлений подготовки по 2 пары (4 уч. часа) в размере, установленном в НИ ТГУ.

25 семинаров х 4 часа х 250р/час х 1,30* = 32500р.

32500



ФОТ за подготовку курса Moodle:

20000 х 1,3 = 26000р.

26000

Всего

58500

Примечания.

* 22% ПФ + 5,1% ОМС + 2,9% ФСС = 30%

9. Дополнительная информация. Дальнейшее развитие проекта.

Разработка и проведение карьерных семинаров профконсультантами ОПиТ ТГУ, создание открытого курса в системе moodle позволит преподавателям и сотрудникам факультетов и кафедр во-первых рекомендовать студентам открытый курс для самостоятельного изучения, во-вторых самим проводить подобные семинары с учетом специфики данной специальности.

Надеемся, что данное мероприятие повысит показатель «Трудоустройство» эффективности НИ ТГУ и «карьерные» семинары станут существенным лайфхаком для молодых специалистов, которые не смогли определиться с трудоустройством во время обучения в НИ ТГУ.

10. Информация об авторе проекта.

Мухин Леонид Николаевич - профконсультант отдела практик и трудоустройства. В 2001г., под руководством Г.Е. Дунаевского, организовал работу Центра содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ) ТГУ. Работал директором ЦСТВ с 2002г. по 2014г. В 2006г. ЦСТВ ТГУ получил статус Регионального центра. Как директор центра несколько раз выступал с докладами на всероссийских конференциях по обмену опытом в содействии в трудоустройстве выпускников. Сотрудники ЦСТВ имеют более 40 публикаций по вопросам трудоустройства выпускников, подготовлено учебное пособие, выпущено уже 4-е издание. За годы работы ЦСТВ ТГУ получал медали и дипломы лауреатов региональных и международных выставок и ярмарок, становился победителем и лауреатом федеральных и областных конкурсов.

Документы

Комментарии

Комментариев еще не оставлено
Обсуждение доступно только зарегистрированным пользователям. Пожалуйста, авторизуйтесь

Автор инициативы

Чтобы поддержать инициативу, вам необходимо авторизоваться

Войти на сайт

Рассказать друзьям

Поддержали инициативу

Напишите нам

Спасибо! Ваше сообщение получено! В ближайшее время мы свяжемся с вами.